Обычно при написании каждого материала в нашем сообществе еще на стадии его подготовки определяется конкретная…
Сожженный храм на берегу Россони
Февральский морозный вечер 1944 года. Время, когда деревенские улицы, окутанные безмолвной тишиной, пусты. Однако жители Венкуля находились в тревожном ожидании. Среди них быстро распространились новости о том, что отступающие под натиском Красной армии немецкие войска будут целиком поджигать старинную деревню.
Первыми запылали дома на востоке деревни, у Чертовой горы. Постепенно зловещее зарево огня двигалось на запад, оставляя местным жителям совсем немного времени для спасения нажитого имущества.
После того как было уничтожено более половины деревенских домов, огонь подобрался к местной святыне – венкульской Никольской церкви. Не пожелавший встать на защиту храма местный священнослужитель спешно грузил личные пожитки на сани, оставив в стороне заботу о вверенном ему Божьем храме.
Но нашлись две отважных женщины из числа местных прихожанок. Забыв про личные интересы и собственную безопасность, они сломали висевший на дверях храма замок, и стали выносить на улицу церковную утварь. На зимние сани женщинами лихорадочно грузились пара шитых золотом шелковых риз, серебряная чаша и такой же престольный крест, большое Евангелие в позолоченном металлическом переплете, серебряное кадило и несколько сосудов для причастия и святой воды. Однако сама церковь была обречена: неумолимо надвигающиеся языки пламени быстро поглотили местную святыню. Так завершилась история венкульской церкви, собиравшей под своим крылом трудолюбивых сельских тружеников…
Сейчас уже сложно сказать, когда в деревне возникла первая часовня. Однако достоверно известно, что в 1885 году венкульскую деревянную часовню перевезли в соседнюю деревню – Ванакюля. Была она совсем небольшой, всего 12 квадратных метров. Ей суждено было пережить войну и простоять до 1950 года. А в самом Венкуле на смену прежней небольшой часовни в 1890 г. пришла новая, внушительных размеров, освящённая в честь Святителя Николая Мирликийского Чудотворца. По свидетельству старожилов первоначальный деревянный фундамент сменил впоследствии основательный фундамент из плитняка. Само здание часовни было построено из добротных сосновых бревен, а высота ее стен равнялась 3,5 метра. С южной и северной стороны имелось по два окна. Потолок одинарный, покрытый вагонкой. В центре потолка находился пирамидальный свод, оканчивающийся луковичным куполом. В основании купола располагалось восемь маленьких окон, сам же купол был увенчан семиконечным позолоченным крестом.
Часовня была строго сориентирована с запада на восток и вход имела с западной стороны. Двухстворчатую входную дверь предваряло открытое крыльцо. Над ним была установлена колокольня с колоколом весом 2 пуда 35 фунтов (46 кг), служащим для благовеста и набата.
Наружные стены часовни были обшиты фальцованными досками, окрашенными в цвет и рисунок кирпичной кладки. Внутри часовню оклеили обоями. Крыша была покрыта железом и окрашена в светло-зеленый цвет. Внутреннее убранство часовни было небогато: несколько внушительных размеров старинных икон, киот, напольные подсвечники, большой деревянный крест. Богослужения в венкульской часовне совершались достаточно редко: на Рождество, Пасху, Троицу, Петров день и, конечно же, в престольный праздник Николу.
Вихри событий двадцатого века не обошли стороной и Венкуль. Первые серьезные изменения в религиозной жизни произошли в 1920 году. По Тартускому мирному договору деревни Прироссонья вошли в состав Эстонской Республики. Большинство из них ранее было приписано к приходу Петропавловской церкви в Кейкино, оставшейся на территории России, и тогда их приписали к Владимирской церкви в Усть-Нарве. Добираться до церкви местным жителям было далековато, но произошло событие, частично решившее эту проблему.
Исторически при венкульской часовне существовал староста и приходской совет. Ввиду увеличения количества прихожан из окрестных деревень в декабре 1920 года совет решил расширить часовню, преобразовав ее в церковь.
В течение весны и лета 1921 года к восточной стене часовни было пристроено помещение для алтаря, удлинив тем самым ее фасад на 3 метра. Стены и потолок внутри алтаря были обиты фанерой. И уже на следующий год произошло освящение престола и алтаря освятили. Новому храму Святителя Николая были переданы часть церковной утвари, а также походный иконостас, одного из расформированных полков русской армии.
Несколькими годами позже в результате разлада между Венкульским сельским обществом и церковным советом Усть-Наровской церкви местными жителями был поставлен вопрос об организации самостоятельного прихода. В 1926 г. за это предложение проголосовало большинство православных жителей прироссоньских деревень. Особо была отмечена необходимость открытия чисто русского, а не смешанного прихода. Как заявили прихожане, «они русские, дети у них учатся в русской школе и что церковь у них должна быть тоже русской».
Исчерпав все пути к примирению, летом 1926 г. общее собрание прихожан венкульской церкви принимает и отправляет на утверждение новый устав прихода, сопроводив его списком семейств, вошедших в приход, а также описанием условий содержания церковного притча. И уже в октябре был утверждён устав и определены границы вновь сформированного прихода.
Всего лишь через год приходской совет ставит вопрос о расширении церкви за счет четырехметровой пристройки, так как действующее помещение уже не вмещало всех молящихся. Помимо этого, был поднят вопрос о постройке новой колокольни. В том же году из Таллина поступает новый 20-пудовый колокол с голосом басовитым и внушительным, не в пример старому 3-пудовому «колокольчику».
В последующие несколько лет венкульский приход набирает силы, формируя необходимые резервы на расширение церкви. В эти годы отмечается исключительная активность церковного совета, выразившаяся в проведении нескольких денежно-вещевых лотерей, духовных концертов хорами нарвских Знаменской и Успенской церквей, в посещении целого ряда промышленников и купцов с просьбой пожертвовать на храм по мере возможности. Было исходатайствовано разрешение от Министерства внутренних дел на проведение сбора пожертвований во всех городах Эстонии, а также на русских окраинах Вируского, Тартуского и Печорского уездов.
В 1933 г. аккурат к Петрову дню местными мастерами были завершены работы по переделке церковного здания. Из Финляндии в дар Венкульскому православному приходу были переданы шесть икон, серебряный престольный крест, серебряное паникадило и две шелковые парчовые ризы, шитые золотом. 29 июня в присутствии многочисленных священников из Нарвы и Таллина была отслужена торжественная литургия. Это событие, пожалуй, стало кульминацией развития Венкульского прихода, после чего ситуация стала стремительно ухудшаться.
Экономическая депрессия, поразившая развитые страны, неблагоприятно сказывалась и на доходах местных крестьян. Как следствие, местный приход не мог себе позволить достойное содержание церковного причта, что привело к чехарде с настоятелями. Затем в рамках эстонизации венкульских ижор правительство предписало вести службы в православной церкви только на эстонском языке. С приходом же в 1940 году Советской власти службы в церкви были прекращены, а сама церковь – закрыта. После оккупации в августе сорок первого года службы в церкви возобновились; храм вновь стали посещать прихожане не только из Венкуля, но и из соседних деревень — Саркюля, Каростеля, Ванакюля, при этом чтение проповедей велось на русском языке. Так продолжалось до вышеописанных февральских событий сорок четвертого года, когда в огне исчезли православный храм, Народный дом и остальные сельские постройки.
Давно уж отгремели бои. Жизнь в Венкуле постепенно возвращалась в прежнее русло. Отстроилась сама деревня, вернулись местные жители. Место, где стояла церковь, сровнялось с землей и заросло высокой травой. С тех пор нет в Венкуле ни церкви, ни часовни. Нет уже восьмой десяток лет. Давно нет в живых старожилов, и теперь местоположение бывшей деревенской святыни можно установить лишь при помощи старинных карт.
Очень интересно. Как житель Венкуль мечтаю купить книгу Попова Г. А. «Государево село Венкуль во времени и пространстве».