Спасо-Преображенский собор: сердце и душа Копорской крепости

Кому не доводилось хотя бы раз посетить крепость в Копорье? Построенная на краю Ижорской возвышенности, она достаточно неплохо сохранилась, несмотря на свой почтенный возраст, и служит прекрасным памятником военно-фортификационного искусства. Попадая внутрь крепости, посетители проходят по аллее, в конце которой, слева располагается храм, ведущий свою историю с момента строительства самой крепости – Спасо-Преображенский собор. За свою историю он неоднократно перестраивался, горел, страдал от военных действий и человеческой безалаберности, но все-таки выжил, став своего рода летописцем Копорской крепости.

От входа в крепость к храму ведет ясеневая аллея

 

Мимо храма пройти невозможно

Мимо храма пройти невозможно

Спасо-Преображенский собор в Копорской крепости. Вид с северо-востока.

Спасо-Преображенский собор в Копорской крепости. Вид с северо-востока.

Первые свидетельства о наличии церкви в Копорской крепости датируются еще 13-м веком: в 1256 году патриарх Кирилл служил молебен на победу русского войска. Издание «Историко-статистические сведения Санкт-Петербургской епархии» называет датой основания Преображенского собора 1296 год. Она и поныне считается годом рождения собора, хотя до сих пор она не получила подтверждения письменных источников.

Археологические раскопки, проведенные в 70-х годах прошлого века, позволили датировать постройку собора 14-15 веками. Согласно данным реконструкции Спасо-Преображенский собор первоначально представлял из себя одноапсидный, четырехстолпный храм, почти квадратный в плане. Позднее, на рубеже 15-16 веков собор сменил свое живописное покрытие на более простое – восьмискатное.

Крепость в Копорье. Спасо-Преображенский собор

Аналогичные постройки дают неплохое представление о том, как выглядел Спасо-Преображенский собор в средние века

 

Копорская крепость. Спасо-Преображенский собор

Остатки старинного фундамента собора. Вид с северо-западной стороны

Сохраняющееся военно-стратегическое значение Копорья проецируется на количество церковных учреждений: согласно данным Переписной книги Водской пятины к 1500 году в Копорье были построены Спасская, Соборная и церковь Рождества на Посаде, а кроме этого был упомянут располагавшийся внутри крепости Спасский мужской монастырь.

А потом наступил век шведского господства. Не нужно объяснять, что новые господа стремились насадить принесенную с собой веру. Тяжело пришлось православным святыням, многие из которых были разорены. Не стал исключением и крепостной собор.

Лишь с утверждением России на балтийских берегах в ходе Северной войны и взятием Копорья русскими войсками Преображенский собор «получает вторую жизнь». Волею судеб из всех копорских церквей только он смог выжить под властью чужеземцев.

Крепость Копорье. Спасо-Преображенский собор

Так выглядел собор в первой половине 18-го века

В 1756 г. Санкт–Петербургская губернская канцелярия приняла решение «починить и вновь сделать» церковь Преображения. При этом речь шла не просто о восстановлении прежнего сооружения: требовалось расширить его путем пристройки трапезной и колокольни. Помимо этого, расцвет барокко, пришедшийся на середину 18 века, требовал снижения «средневековых черт» собора. Адаптировать внешний вид собора к современным требованиям был призван архитектор Семен Волков, один из учеников великого Растрелли. Благодаря составленной им смете ясно, как выглядела церковь в те годы. Здание состояло из двух частей: собственно церкви и деревянной пристройки—трапезной. Вскоре решили строить каменную трапезную и колокольню, для чего в западной стене каменного здания были сделаны 3 арки. Церковь, объединившись с трапезной, должна была представлять собой одно большое помещение. В результате Преображенский собор полностью утратил свои первоначальные «псковско-новгородские» черты.

Крепость в Копорье. Спасо-Преображенский собор

Восточный фасад Спасо-Преображенского собора

Выполнить работу согласно проекту Волкова подрядилась артель во главе с крестьянином Михаилом Сазоновым. Перед началом работ в первую очередь, позаботились об иконах и иконостасе, переместив их из церкви в комендантский дом .

В целом восстановлению Копорской крепости уделялось, как можно судить, немалое внимание. Для контроля за ходом восстановительных работ властями были направлены солдаты. Непосредственно ход работ контролировали поручик Никита Бежецкий и архитекторский помощник Самойло Сапожников, бывший на тот момент заметной персоной в Петербурге: в школе Канцелярии от строений он преподавал рисование архитектурных ордеров, а также основы перспективы и архитектуры.

Строительство завершилось в 1758 г., но вскоре обнаружились дефекты кирпичной кладки: шов, связывающий старое каменное здание с вновь пристроенным, дал небольшую трещину и разошелся, так как старая и новая кладки не были связаны кладкой. Пришлось проводить дополнительные работы. Тогда же «синодального ведомства живописец» Иван Колокольников со своей артелью золотил червонным золотом 2 креста с «яблоками». Понадобился ремонт. К сентябрю 1758 года он был закончен, о чем было послано донесение в Петербург.

Вкусы второй половины 19-го века сказываются и на внешнем виде собора: декоративный убор здания был заштукатурен. Помимо этого собор лишается своей западной стены. Древняя часть собора подчеркивается фронтонами, глава храма ставится над четвериком, на уступчатое основание. Окна вновь уменьшаются в размерах, приобретая новые плоские наличники. Иными словами, собор реконструируется в псевдо-русском стиле.

Крепость Копорье. Спасо-Преображенский собор

Внешний вид собора в 18 веке

Служивший в соборе священник Сила Иоанн Турский оставил прекрасное описание внешнего вида собора и его интерьеров:

Крепостной собор находится в 10 саж. от южной стены крепости. Длина его 9, 5 саж., ширина 5 саж. полукружие алтаря выдается на 1 саж. 1 аршин, квадратная колокольня длины и ширины 2,5 аршина. Восточная часть собора – древнейшая, запада — позднейших времен. Восточная — из плиты, западная из кирпича…

Алтарное полукружие внизу на 2 саж. вполне полукруглое, вверху — восьмигранное, высота его 4 саж. Купол на восьмиграннике имеет вид луковицы и обит железом, на куполе железный крест, окрашенный желтой краской. На конце каждого ствола—четвероконечные крестики. В алтарном полукружие 3 окна, в стенах церкви — 5 окон. Западная часть, собственно притвор церкви, обширнее восточной, ибо стены тоньше. К северной и южной стене притвора — по 3 окна. Над папертью — колокольня, на которую ведет деревянная лестница. Колокольня пирамидальная в 4 угла.

Окна в алтаре четвероугольные, шириною в аршин, высотою в 272 аршина; от земли они в 2-х саженях. Из окон церковных одно, стоящее у восточного конца южной стены, освещает алтарь; другое, также на западном конце; третье, против него, на северной стене. Эти три окна четвероугольные; остальные два окна находятся в средине северной и южной стены. В окнах—железные решетки.В притворе, на высоте 4 аршин — малая церковь во имя Покрова, устроенная в 1798 г. Иконостас ее складной; местные образа и двери в алтарь — из парусины.

Солея крепостной церкви возвышается на одну ступень. Иконостас в 3 яруса. В нижнем ярусе иконы: Петра и Павла, Преображения, Александра Невского, архидиакона Лаврентия, Алексия человека Божия, архидиакона Стефана и Тихвинской Божией Матери. На некоторых иконах есть надписи, например. «1705 г. писал Торопецкой приказной избы подячий Лаврентий Туфанов». Или: «1704 г. образ сей Тихвинской Пресвятой Богородицы писан по приказанию генерал-губернатора, князя Александра Даниловича Меншикова, а написал торопецкий купец Лаврентий Туфанов». На полях образа Тихвинской Божией Матери — портрет Меншикова. Колонны иконостаса резные, вызолоченные. Во втором ярусе – двенадесятые праздники, в третьем – Спаситель на престоле, а по сторонам его – Богородица, Предтеча, два архангела и четыре апостола.

На потолке алтаря—Дух Святой в виде голубя, по стенам— Апостол Иаков, Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Двоеслов. Из облачений замечательны: фелонь, епитрахиль и поручи, из зеленого атласа, с вышитыми золотом ликами Спасителя, Богородицы, Апостолов, Ангелов Иоакима и Анны. По преданию от прежних священников известно, что ризы эти — труд Императрицы Елизаветы Петровны, в память посещения ею Копорья. Замечательны также старинные: дароносица и подсвечники..

Так выглядит современный интерьер Спасо-Преображенского собора

Так выглядит современный интерьер Спасо-Преображенского собора

Благостную картину жизни храма нарушила большая беда поджидала: ночью 21 ноября 1854 года начавшийся пожар уничтожил все имущество, в том числе и колокола, слившиеся под воздействием огня в единую массу. В огне погибли храмовые иконы и рукописи. Из принадлежавших храму предметов, документы 1854 года сохранились только потому, что были в доме диакона (Смирницкого). Вероятно у него же находился и Большой Требник 1787 г. Сохранился также Устав Церковный того же 1787 г., только 125-я страница его закоптила от дыма.

Записи на сохранившихся церковных книгах поведали об интересных исторических событиях в жизни Преображенского храма. Так, на большом Требнике, бывшим дьяконом Смирницким, написано:

1842 г. июля 25-го, в 8 час. утра, изволил посетить сей храм Его Величество Государь Император Николай 1-й и Его Высочество Михаил Павлович. 1843, июля 24, изволил посетить сей храм Его Величество, Государь Император, Николай Первый и Его Высочество Константин Николаевич. В 11 часов — Его Высочество, Наследник».

Столь частые визиты царствующих лиц в Копорье, были связаны, видимо, с тем фактом, что помещик здешней мызы Гревова Зиновьев в прошлом являлся воспитателем великих князей.

Примерно через год после пожара указом духовной консистории было выдано разрешение на восстановление собора, при этом весомую часть средств (тысяча рублей) обеспечил владелец местной усадьбы Гревова Зиновьев. За перестройкой собора наблюдали: местный торговец Григорий Денисович Репников и петербургский купец Мартиниан Екимов. Вся перестройка обошлась в 5 626 руб. 12 коп.

В итоге восстановленный каменный однопрестольный храм был освящен 29 мая 1856 г. благочинным Ропшинским священником Самсоньевским совместно со священниками крепостного собора Знаменским, Копорской Успенской церкви И. Фаворским, Глобицким Ф. Заозерским и Медушским О. Зреловым. В ходе проведенных работ Преображенский собор вновь изменил свой облик: была снята стена, разделявшая собор на две части и уничтожен придел Покрова. Алтарь остался в древнем виде; в храме было сделано три входа. Позднее, в 1882 г. около притвора была сделана сторожка. Над алтарем и серединою храма сделаны бревенчатые фальшивые купола с восьмиконечными крестами, обитыми белым железом. Колокольня была украшена куполом в форме яблока, которое хорошо видно на картине художника Г.П. Кондратенко «Крепость Копорье летом» выглядывающее из–за крепостной стены.

Г.К. Кондратенко "Крепость Копорье"

Г.К. Кондратенко «Крепость Копорье»

Восстановленные интерьеры храма украшали иконы, подаренные матерью господ Зиновьевых (Юрьевой); бывший местный протоиерей отец Сила Турский украсил серебряными ризами три иконы в иконостасе и пожертвовал три образа; крестьяне близлежащей деревни Ивановское подарили икону святого Александра Невского в память освобождения крестьян и назначили на 30 августа крестный ход в свою деревню. Воистину собор был восстановлен всем миром…

Восстановленный собор стал подлинным центром религиозной жизни прихода. К нему было приписано 5 часовен. Церковный капитал составлял около 4500 руб. Приход собора состоял из 18 деревень, в которых проживали преимущественно ижоры, и 5 помещичьих мыз, ближайшие деревни отстоят от церкви в 2-х верстах, остальные — на разных расстояниях от 5 до 23 верст. Пригородная слобода вблизи церкви; деревни: Ивановское— в 2-х верстах от церкви; Подмошье—в 4-х, Климантино и Кумолово—в 6-ти, Головки, Накково и Собинки—в 10-ти, Мышкино— 12-ти, Семейское—в 13-ти, Павлово и Ильмово— в 15-ти, Копаницы, Новые дачи, Малое, Среднее и Большое Райково и Урмизно— в 18-ти и Ицыпино—в 10-ти. Общая численность прихода составляла 1330 душ мужского пола и 1507 женского.

Причт первоначально состоял из священника, диакона, дьячка, пономаря и просвирни, впоследствии — из священника и псаломщика. Надо отметить, что прежний священник собора, Сила Иоанн Турский, не только составил превосходное описание собора и Копорской крепости, но и обеспечил собор церковной утварью. Ему на смену поступил Николай Федорович Знаменский, имевший в качестве наград именной золотой наперстный крест, крест на Владимирской ленте и медаль за войну 1853—56 г.г.

Крепость Копорье. Спасо-Преображенский собор

Спасо-Преображенский собор в начале 20-го века

Крепость Копорье. Спасо-Преображенский собор

Спасо-Преображенский собор. Таким увидел его в начале 20-го века фотокорреспондент журнала «Живописная Россия»

Двадцатый век принес собору новые потрясения. В годы советской власти храм был переоборудован под клуб. Впоследствии он серьезно пострадал во время войны от боевых действий, а после войны — еще и от пожара. Долгое время в центре крепости напоминанием о соборе служили лишь руины… И лишь в последние годы Спасо-Преображенский собор начал постепенно восстанавливаться, хотя о профессиональной реставрации речь, увы, пока не идет.

Крепость в Копорье. Спасо-Преображенский собор

Ко второй половине 20-го века от символа Копорской крепости остались лишь руины

 

Крепость в Копорье. Спасо-Преображенский собор

Вид на северный фасад и колокольню Спасо-Преображенского собора

 

Крепость в Копорье. Спасо-Преображенский собор

Северный фасад Спасо-Преображенского собора

 

Крепость в Копорье. Спасо-Преображенский собор

Спасо-Преображенский собор. Фрагмент колокольни.

 

Крепость в Копорье. Спасо-Преображенский собор

Вход в собор с западной стороны

Уже давно Копорская крепость потеряла свое военное назначение, перейдя в разряд исторических достопримечательностей. Чего не скажешь о Спасо-Преображенском соборе, продолжающем выполнять свою главную функцию – служить Божьим храмом и местом отправления молитв даже в тот период, когда доступ посетителей в крепость ограничен. Поставленный практически в центре крепости, собор, видоизменяясь, впитал в себя материал различных эпох, по праву став сердцем и душой старинной Копорской крепости. Пожелаем ему оставаться символом древнерусской крепости долгие годы…

Крепость в Копорье. Спасо-Преображенский собор

Общий вид на Спасо-Преображенский собор с юго-восточной стороны

P.S. При написании статьи использованы графические и фотоматериалы материалы сайтов www.iren-haustova.ru и www.kartin.net

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *