Более чем в ста верстах от Санкт-Петербурга по Нарвскому тракту, в старинном селе Ополье, путешественников…
Благовещенский храм на Княжьей горке
История многих культовых сооружений нашего края исчисляется столетиями. Но далеко не все из них ведут отсчет своей истории с петровской эпохи и могут похвастаться неоднократным посещением членами царской семьи. В поисках одного из таких храмов стоит совершить путешествие в Ропшу. Здесь, на природной возвышенности, издавна именуемой Княжьей горкой, располагается старинный православный храм — Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы.

О происхождении Благовещенской церкви до сих пор нет единого мнения. По «Переписной оброчной книге Вотской пятины» документально зафиксировано наличие церкви «велики Дмитрие» на Кипенском погосте, однако отношение к ней более позднего ропшинского храма представляется весьма сомнительным. Еще одним белым пятном является вопрос о перестройке Благовещенской церкви из лютеранской кирхи, существовавшей в допетровскую эпоху. Во всяком случае, в описях начала 18 века о ропшинском храме не сказано ни слова. Более вероятно, что первая Благовещенская церковь была построена во второй половине царствования Петра Первого.
Первоначально церковь была возведена без куполов, и лишь при Григории Орлове храм получил завершение в виде деревянного купола, будучи также дополненным кирпичной колокольней. К этому же моменту относится и строительство второго придела — во имя Св. Дмитрия Солунского, который впоследствии будет разобран при Николае Первом.
Примечательно, что рядом с Благовещенской церковью мог появиться еще один православный храм: в 1788 году с подачи действительного статского советника Ивана Лазарева была заложена церковь во имя св. апостолов Петра и Павла. Церковное здание успели довести до куполов, однако после перехода ропшинского имения в казну храм остался незавершенным, и здание было переделано под манеж.
Практически на всем протяжении своей истории церковь удостаивалась посещений венценосных особ. По-другому и быть не могло: Ропша, бывшая когда-то в числе летних местопребываний царского семейства и расположенная вблизи лагерного расположения царских войск, не раз была осчастливлена посещениями лиц Царствующего Дома. Большая часть таких визитов сопровождалась службой в Благовещенском храме. Вполне естественно то внимание, которое оказывалось состоянию церкви со стороны российских правителей: Благовещенская церковь не раз ремонтировалась, а среди пожертвованных ей ценностей были настоящие раритеты, как, например, икона Казанской Божьей Матери — дар Императрицы Александры Федоровны или Евангелие, напечатанное в Москве в 1703 г., обложенное бархатом с серебряными украшениями, пожертвованное из кабинета Его Величества. Не оставались без монаршей милости и священнослужители: так, в 1842 году Императрица Александра Федоровна, посетив церковь, пожаловала местному священнику Василию Самсоньевскому книгу «О должностях священного сана» за благоговейное служение им литургии и кроткое обращение с мирянами.

Однако было бы неверным сводить роль ропшинского храма исключительно к месту проведения служб. Традиционно в небольших населенных пунктах церковь становилась своего рода культурным очагом для местных крестьян. В этой связи Ропша не стала исключением. В середине 19 века при храме открылась церковно-приходская школа, где обучались крестьянские дети. А с 1870 года начало свою деятельность Ропшинское Благовещенское приходское попечительство, куда жертвовали суммы не только местные жители, но видные религиозные деятели Российской империи. Особняком стоял ежегодный взнос в 50 рублей, отпускавшийся из личных императорских сумм. Собранные деньги шли на нужды бедных прихожан, на помощь Красному кресту и иные благотворительные цели.

По состоянию на 1910 год при церкви располагались несколько построек. В частности, деревянный дом для дьякона, обшитый тесом и оштукатуренный изнутри, сарай, конюшня, баня. Имелась и каменная часовня постройки 1867 года. А в 1915 году к перечню построек, принадлежавших церкви, добавилась Глуховская церковно-приходская школа – деревянное здание на каменном фундаменте.

Революционные события напрямую сказались на судьбе Ропшинского архитектурно-паркового комплекса и Благовещенского храма. И если дворец практически сразу же обрел новых хозяев, то ропшиснкий храм, напротив, достаточно быстро обрел следы забвения. Меткую зарисовку состояния Благовещенской церкви дала в 1930-х годах архитектор и писатель А.Н. Полухина:
Бесконечные дорожки и тропинки… приведут к кладбищу, где… по карниз погружена в зелень старая Благовещенская церковь. Белую штукатурку ее стен живописно украшают выщерблины с кирпичной кладкой. Луковичное покрытие церкви и шатровое — над колокольней красно-коричневого цвета. Кусты малины укрывают половину бокового фасада церкви и прячутся под наружную аркаду с мемориальными досками в простенках. Ограда кладбища кое-где порушена, но ворота охраняют две черно-голубые саженные елки. Господи! Как прекрасно в твоей обители, хоть и унесены отсюда кресты и колокола!..
В 1939 году церковь была закрыта и использовалась под хозяйственные нужды. В годы оккупации службы были возобновлены, а местное кладбище использовалось для захоронения немецких военнослужащих.



Удивительно, но, несмотря на активные боевые действия во время войны, ропшинский храм уцелел и после десятилетий забвения вправе был надеяться на ренессанс. Однако судьба распорядилась иначе: выдержавшая несколько витков борьбы с религией, оккупацию и ожесточенные бои, Благовещенская церковь оказалась бессильной перед человеческим безразличием…



На сегодняшний день старинный православный ропшинский храм пребывает в руинированном состоянии: в результате обрушения северной и южной стен западная и восточная части церкви не связаны друг с другом, рождая ощущение двух отдельных построек.

Сколько еще продлится период забвения — неизвестно. А пока Благовещенская церковь — старейшая из сохранившихся ропшинских построек — терпеливо ждет своих спасителей, разделяя горькую участь своего именитого соседа – Ропшинского Императорского дворца.
Комментариев: 0