Если бы в Кронштадте проводился конкурс на звание самой театральной улицы, то таковой смело можно…
«Чугунные кружева» кронштадтских мостовых
Прогуливаясь по Петербургу и пригородам, мы, обычно, любуемся роскошными дворцами и парками, величественными монументами и одетыми в гранит набережными. Спору нет, такие объекты трудно не заметить. Однако нашим предкам удавалось находить изюминки даже в таких казалось бы обыденных вещах, как оформление городских мостовых. Чтобы убедиться в этом, необходимо совершить небольшое путешествие в Кронштадт. Здесь, гуляя по улочкам «коронного города», можно встретить фрагменты необычного дорожного покрытия — мостовые, вымощенные узорными чугунными шашками. Зрелище, которое в России не встретить больше нигде.
Своим появлением на берегах Финского залива чугунные мостовые отчасти обязаны случаю. В 1858 году в Кронштадте было завершено строительство Пароходного завода. Оно продлилось одиннадцать лет, а о важности объекта говорит тот факт, что руководство стройкой осуществлял Николай Первый, а после его смерти – сыновья император Александр Второй и великий князь генерал-адмирал Константин Николаевич. Фактически не будет преувеличением сказать, что кронштадтский пароходный завод стоял у истоков русского броненосного кораблестроения.
Прошло совсем немного времени, и первый управляющий заводом, морской инженер Александр Иванович Соколов, отправился по служебным делам за океан. Именно там его взору предстало необычно6е зрелище – городская мостовая, замощенная фигурными чугунными шашками. Такой способ мощения был запатентован инженером Кнаппом и являлся диковинным даже для американских городов: фрагментами подобных мостовых могли похвастать лишь Нью-Йорк, Бостон и Чикаго. Впоследствии на европейском континенте они появились в Варшаве и Лондоне. Необычные чугунные кружева произвели такое впечатление на российского гостя, что тот перед отплытием на Родину взял с собой несколько образцов. На пароходном заводе мастерами-литейщиками без труда были воспроизведены чугунные шашки, которые украсили заводской двор.
Необычный вид дорожного покрытия сразу же привлек к себе всеобщее внимание. Не стал исключением и уже упоминавшийся великий князь Константин Николаевич. Часто бывая по делам в Кронштадте, он распорядился сделать опытный фрагмент чугунной мостовой в месте, характеризующимся интенсивным движением. В результате уже к 1860 году вдоль ограды Нового Адмиралтейства у Пенькового моста появилась полноценная общедоступная чугунная мостовая общей протяженностью 160 метров.
С технологической точки зрения мощение выполнялось следующим образом. Все отведенное под нее пространство было углублено, выемка утрамбовывалась и наполнялась гранитным щебнем толщиной примерно в 15 сантиметров, а щебень плотно укатывался. Полотно дороги обрамлялось крупным булыжником. На приготовленное таким образом полотно укладывали чугунные шашки. После установки и соединения шашек при помощи зубцов, промежутки, как в самих шашках, так и между ними засыпали гранитным щебнем, а затем тщательно утрамбовывали. Таким образом, создавалась сплошная масса ровного шоссе. Физический износ такой поверхности был не слишком заметен, требовалось лишь периодически подновлять гранитное покрытие.
Несмотря на довольно высокие удельные расходы (40 рублей серебром в расчете на квадратную сажень мостовой), новое городское дорожное покрытие обрело внушительное число сторонников. В частности, инженер-полковник Эйлер, под руководством которого мостовая сооружалась, отмечал:
Из всех существующих доныне мостовых, как в России, так и вообще по всей Европе, чугунная мостовая, устроенная в 1860 году в Кронштадте, без сомнения есть наилучшая, и хотя по первому взгляду кажется, что такого рода устройство дорог весьма ценно, но, вникнув в прочность и сравнив с другими мостовыми, убеждаешься, что чугунная мостовая едва ли не будет наивыгоднейшим в экономическом отношении.
После того как чугунные шашки прекрасно выдержали суровую зиму 1860-1861 годов, было принято решение аналогично замостить еще несколько кронштадтских мостовых, которые успешно эксплуатировались вплоть до начала Великой Отечественной войны.
В сентябре 1941 года из Москвы пришел приказ Ленинграду: отлить один миллион корпусов мин. Из этого количества 70 тысяч было предписано изготовить Кронштадтскому Морскому заводу. Трудности с поиском сырья заставили обратить внимание на старинные чугунные шашки.
Необходимая помощь фронту была оказана, но Кронштадт лишился большей части своих неповторимых чугунных мостовых. До наших дней дошли лишь два небольших фрагмента на Октябрьской улице у Пенькового моста, где сохранились подлинные чугунные шашки, и вдоль ограды Петровского адмиралтейства на Якорной площади, где оригинальные шашки в ходе реконструкции были заменены вновь изготовленными образцами.
Сегодня чугунные мостовые заняли достойное место в длинном перечне кронштадтских изюминок, которыми так богат «коронный город». Они являются редчайшим свидетельством инженерно-строительной мысли девятнадцатого века, прекрасно передающим дух давно ушедшей эпохи.
Комментариев: 0