skip to Main Content
Готическая церковь имени Святого благоверного великого князя Александра Невского в парке «Александрия» («Готическая капелла»)

«Готическая Капелла»: домовая церковь царской четы

Одним из бесспорных украшений Санкт-Петербурга и его окрестностей являются православные храмы. Их множество и каждый из них красив по своему. Но даже на общем фоне есть примеры поистине оригинального воплощения архитектурного замысла. С одним из таких храмов можно познакомиться, посетив великолепный петергофский пейзажный парк «Александрия».

Готическая церковь имени Святого благоверного великого князя Александра Невского в парке «Александрия» («Готическая капелла»)
Готическая церковь имени Святого благоверного великого князя Александра Невского +- одно из украшений парка «Александрия»

История самого парка берет свое начало в 20-х годах 19 века, хотя освоение территории будущей Александрии началось еще при Петре Первом, раздававшем своим приближенным участки южного побережья Финского залива под строительство парадных резиденций под Санкт-Петербургом. В 1726 году князь А.Д. Меншиков начал здесь возведение дворца «Монкураж». После опалы княжеский участок отошел в казну и уже при императрице Анне Иоанновне был использован для устройства охотничьего зверинца. В 1825 году император Александр Первый пожаловал территорию заброшенного к этому моменту зверинца своему брату – великому князю Николаю Павловичу, который по восшествии на престол, повелел в 1826 году архитектору Адаму Менеласу начать здесь строительство частной резиденции, где царская чета предполагала проводить летнее время в узком семейном кругу.

Николай Первый. Портрет Франца Крюгера.
В царствование Николая Первого Петергоф буквально преобразился

Новая усадьба получила название «Собственная Ее Императорского Величества дача «Александрия». Практически все парковые постройки создавались в стиле готики в соответствии с личными вкусами императрицы Александры Федоровны, урожденной принцессы Фридерики Луизы Шарлотты Вильгельмины Прусской. Не осталась в стороне и домовая церковь, которую император решил оформить в виде готической постройки. Впоследствии церковь в Александрии получила второе название – «Готическая Капелла», благодаря сходству со средневековыми западноевропейскими небольшими часовнями-капеллами, предназначавшимися для домашней молитвы и хранения семейных святынь.

немецкий архитектор Карл Фридрих Шинкель
Для немецкого архитектора Карла Фридриха Шинкеля создание проекта православной церкви в готическом стиле оказалось «нетривиальной задачей»

Императорский заказ на проектирование домовой церкви получил немецкий зодчий Карл Фридрих Шинкель. Задача стояла непростая: совместить традиции православного храма с готическим стилем постройки. Сам зодчий назвал царское задание « весьма выходящим за рамки норм». Среди предложенных архитектором проектов Николай Первый утвердил один понравившийся более других. За этот проект Шинкель был награжден перстнем с бриллиантами с хризолитом, а в 1834 году принят в почетные члены Петербургской Академии художеств. Строительство же самого храма было поручено уже упоминавшемуся Адаму Менеласу.

Адам Адамович Менелас
Создатель «Александрии» Адам Адамович Менелас

Вследствие предписания Министра Императорского Двора от 23 февраля 1830 г. управлявший Петергофом Генерал-майор Эйхен поручил Менеласу составить смету на постройку готической церкви в Александрии. Имея на руках проект Шинкеля, Менелас исполнил данное поручение уже к 13 марта. Стоимость церкви была исчислена в 170 576 рублей и не включала расходов на написание икон и цветных стекол для окон. Внешнюю сторону стен предполагалось не штукатурить, а обложить природным камнем; вокруг церкви — сделать дорожки и посадить деревья, на что особо требовалось 12 650 рублей. Так как церковь должна была быть теплой и топка устраивалась в подвале, то по мнению архитектора пол в церкви нельзя было делать паркетный, но необходимо было выстлать разноцветными мраморными плитами. Аналогично для сохранения здания от огня иконостас было предложено сделать из золоченой меди, чеканенной по рисунку. Смета хотя и была одобрена императором, но при постройки церкви в целях экономии от некоторых задумок Менеласа было решено отказаться.

В 1830 году, когда Коттедж был уже готов и стал местом летнего пребывания августейшего семейства, император самолично выбрал место для Готической церкви. Оно представляло собой косогор, несколько наклоненный к северу. В августе при копании рвов для фундамента оно было выравнено в террасу, а затем из булыжника был заложен фундамент. Дальнейшая работа приостановилась до весны следующего года.

Готическая церковь имени Святого благоверного великого князя Александра Невского в парке «Александрия» («Готическая капелла»)
Место для строительства церкви Николай Первый выбрал самолично, на краю литоринового уступа

Осень и зима 1830 года прошли под знаком заготовки строительных материалов. В частности, у Ораниенбаумского Дворцового Правления были зарезервированы 450 тыс. штук кирпичей, подлежавших изготовлению на Мартышкинских кирпичных заводах. А 12 сентября Николай Первый утвердил сметы на постройку церкви, повелев:

… строение сей церкви расположить на три года и в число сметной суммы отпускать ежегодно из Кабинета Его Величества по 30 тысяч рублей и столько же из доходов, получаемых с приписных к Александрии крестьян».

Тем временем, кирпич с Мартышкинских заводов получить не удалось (видимо, спрос был достаточно велик), и необходимый материал был приобретен в селе Знаменское на заводе крестьянина Василия Гаврилова (владение действительного статского советника Мятлева). Параллельно с этим Менелас был занят усиленной подготовкой детальных рисунков внешних украшений стен и башен храма. Работа оказалась непростой, так как украшений было много; сами кружева, характерные для готического стиля, в условиях чрезмерной сырости и сильных морозов, пришлось выполнять не из мрамора и камня, а из чугуна и меди.

Готическая церковь имени Святого благоверного великого князя Александра Невского в парке «Александрия» («Готическая капелла»)
Фасад Готической Капеллы украшен большим количеством украшений

О том, насколько высоким был приоритет строительства церкви, говорит следующий эпизод. 24 марта 1831 года Менелас ходатайствовал о привлечении к работам сроком на один год «каменных дел мастера» итальянца Джезюве Берри, требовавшего за свои услуги огромного по тем временам вознаграждения (четыре тысячи рублей годового жалованья, квартиру с оплаченным отоплением и освещением). Но ввиду того интереса, с каким относился к строительству храма император, условия итальянского мастера были приняты без особого торга, и вместо одного года он проработал в Петергофе до ноября 1833 года.

С апреля 1831 года под неусыпным наблюдением Николая Первого началась активная фаза строительства церкви. Уже к маю был возведен подвал, а уже 24 мая была проведена закладка в присутствии императорской семьи и высочайшей свиты. История оставила нам описание закладки храма. На месте алтаря будущей церкви был установлен закладной камень с высеченным в нем квадратным гнездом. После молебна с водоосвящением Николай Первый снял с себя серебряную медаль, полученную им во время Русско-Турецкой войны 1828-1829 годов, и положил ее внутрь закладного камня. Императрица, а за ней и другие присутствующие опустили в него золотые и серебряные монеты и медную пластину с записью о посвящении храма святому благоверному князю Александру Невскому. закладной камень накрыли большой плитой, а поверх нее были крестообразно уложены восемь камней, украшенных золоченными вензелями членов императорской семьи и духовника их императорских Величеств — протопресвитера Н.В. Музовского.

Готическая церковь имени Святого благоверного великого князя Александра Невского в парке «Александрия» («Готическая капелла»)
Информационный щит в Готической Капелле повествует о подробностях церемонии закладки александрийской церкви

После этого стены церкви начали быстро расти: к июлю здание было поднято до окон над дверями, а уже 4 числа Менелас требовал доставки с Александровского завода заказанных чугунных моделей. Ситуация осложнялась тем, что в этом момент в Петергофе свирепствовала холера; как следствие, доставка деталей из Петербурга замедлялась. Груз из столицы приходилось складировать у заставы в деревне Кикенка близ Стрельны, перегружать на специально высланные подводы из Петергофа и везти в Александрию. Сам Александровский завод также «не торопился» с изготовлением заказа. Вдобавок ко всему, Менелас во время одной из поездок, подхватил простуду и несмотря на усилия врачей 31 августа 1831 года скончался. Со смертью Менеласа надзор за строительством Готической церкви был возложен на архитектора Иосифа Шарлеманя. Именно на него легла обязанность достраивать храм и, в частности, вести непростой диалог с Александровским заводом по поставке чугунной облицовки.

Протопресвитер Музовский Николай Васильевич
Одним их тех, кто заложил камень в основание церкви, стал протопресвитер Николай Музовский

Одновременно с этим артель путиловца Дмитрия Серебрякова выполнила основные каменотесные работы. Гранитные крыльца были сделаны «каменных дел мастером» Сухановым. Модели статуй были заказаны скульптору Василию Ивановичу Демут-Малиновскому, а их изготовление после некоторых колебаний было поручено Александровскому заводу.

Василий Иванович Демут-Малиновский. Потрет неизвестного художника.
43 статуи, выполненные для «Готической Капелллы, стали очередным прижизненным памятником выдающемуся скульптору Василию Ивановичу Демут-Малиновскому.

Постепенно количество металлических украшений храма росло, что не могло не сказаться на смете строительства. Возможно, по этой причине идея Менеласа об изготовлении медного иконостаса была отвергнута и заменена на более простое и дешевое решение: иконостас был изготовлен из меди и покрыт лаком и позолотою «позолотных и резных дел мастером» Шилингом.

Между тем Александровский завод, несмотря на важность и срочность заказа, «поспешал медленно», в связи с чем установка украшений у дверей, круглых окон церкви и окон алтаря была перенесена на весну 1833 года.

Готическая церковь имени Святого благоверного великого князя Александра Невского в парке «Александрия» («Готическая капелла»)
Фрагмент украшения экстерьера Готической Капеллы
Готическая церковь имени Святого благоверного великого князя Александра Невского в парке «Александрия» («Готическая капелла»)
Церковные фасады поражают обилием украшений и скульптур

Осенью 1832 года был выбран исполнитель еще одной важной составляющей убранства церкви: заказ на изготовление цветных стекол к окнам по цветным шаблонам из бумаги и крестов для больших и малых башен. Первая часть задания была поручена Императорскому стеклянному заводу, а вторая – Александровскому заводу.

В течение 1833 года в целом были завершены наружные работы, а к весне следующего года — и внутренняя отделка. В частности, отштукатурены стены, установлены дубовые и бронзовые двери, вместо мраморного пола, задуманного Менеласом, был настлан паркет и установлен иконостас, а по правую сторону алтаря появился медный камин.

Готическая церковь имени Святого благоверного великого князя Александра Невского в парке «Александрия» («Готическая капелла»)
Скульптуры присутствуют даже над входными дверями в храм
Готическая церковь имени Святого благоверного великого князя Александра Невского в парке «Александрия» («Готическая капелла»)
Входные двери Капеллы

Завершающим этапом строительства Готической церкви стало устройство колокольни с колоколами и установка образа иконостаса. К маю 1834 года церковь была готова к освящению.

Готическая церковь имени Святого благоверного великого князя Александра Невского в парке «Александрия» («Готическая капелла»)
Колокольня Готической Капеллы

Особой характеристики заслуживает живопись храма. Не отличающаяся большим количеством, но ставшая подлинным украшением Готической церкви, она была выполнена живописцем Тимофеем Андреевичем Неффом. Она включала в себя пять изображений в иконостасе, четыре в царских вратах и одно в алтаре.

Художник Тимофей Андреевич Нефф
Подлинным украшением интерьера Готической Капеллы стала живопись Тимофея Андреевича Неффа

В иконостасе помимо икон Спасителя и Божией Матери на северных вратах был расположен образ Святого Архистратига Михаила, а на южных – образ Святого Благоверного Александра Невского. Под царскими вратами находился образ Тайной вечери, в царских вратах – образ Благовещения, под ними – четыре Евангелиста. Все перечисленные иконы были выполнены на холсте. Работы Неффа получили высокую оценку со стороны Николая Первого: живописцу было назначено жалованье в 3 тысячи рублей в год, а работа по оформлению церкви была оценена в 15 тысяч рублей. Вдобавок ко всему за особое вознаграждение Нефф получил еще одни заказ для Александрийского храма: на создание запрестольного образа Вознесения Господня.

Готическая церковь имени Святого благоверного великого князя Александра Невского в парке «Александрия» («Готическая капелла»)

Готическая церковь имени Святого благоверного великого князя Александра Невского в парке «Александрия» («Готическая капелла»)

Торжественное освящение храма было приурочено к 1 июля 1834 года — дню рождения императрицы Александры Федоровны. С тех пор в летнее время года по средам и пятницам местный придворный причт проводил богослужения.

Императрица Александра Федоровна. Портрет А. Малюкова
Название самой Александрии, равно как и многочисленные готические постройки Петергофа, были предопределены происхождением супруги Николая Первого Александры Федоровны

Помимо этого в александрийском храме проводились специальные богослужения, торжественные молебны проводились регулярно в дни рождений, тезоименитств, годовщин свадеб или коронаций. Из церковных праздников, приходившихся на период пребывания императорской семьи в Петергофе, в нем отмечались: двунадесятые переходящие (в зависимости от Пасхи) Вознесение Господне, день Св. Троицы и день Св. Духа; 6 августа –Преображение Господне; 15 августа–Успение Пресвятой Богородицы; 30 августа – Перенесение мощей Св. Александра Невского из Владимира в С.-Петербург, храмовый праздник церкви Александрии. В последнем случае литургия в церкви обычно проходила без Высочайшего присутствия, ибо по традиции в этот день весь Двор участвовал в крестном ходе в Александро-Невскую лавру.

Александр Ярославович Невский. Миниатюра из «Царского титулярника». 1672 год.
Домовая императорская церковь в Александрии была освящена во имя Святого благоверного князя Александра Невского

Маленькая церковь Александрии имела прекрасную акустику. Император Николай Первый, обладая звучным баритоном, часто пел во время богослужений, становясь на клиросе рядом с певчими. Перед обедней он сам назначал пение, которое должно было исполняться по его желанию. В церковных песнопениях участвовали также его сын и дочери– великий князь Константин Николаевич и великие княжны Мария, Ольга и Александра Николаевны. По распоряжению императора в дни, когда в Готической церкви присутствовали иностранные Августейшие особы, служба совершалась двумя хорами придворных певчих. Кроме певческой капеллы собора Зимнего дворца, в Петергофе имелся свой собственный хор, получивший статус придворного в 1828 г. Певчие набирались из мастеровых Дворцового правления и их детей.

Готическая капелла в парке Александрия, внешний вил капеллы, И.Шарлемань, Россия, Петергоф, 1850-1860-ые годы, акварель
Такой запечатлел Капеллу И. Шарлемань в середине 19 века

Иногда Николай Первый и Александра Федоровна приезжали на свою загородную дачу и зимой. Так, в 1838 г. на первой неделе Великого поста они жили в Коттедже, посещая службы в Готической Капелле. В царствование Николая Первыйв храме проводились венчания некоторых придворных. В 1835г. Александра Федоровна пожелала обвенчать в ней фрейлину Елизавету Николаевну Безобразову, а в 1848 г.–Наталью Николаевну Бороздину. Перед вступлением в брак великие княжны Мария, Александра и Ольга «подолгу христианскому» соблюдали три дня пост, молились в Готической Капелле, где исповедались и причащались у своего духовника. Духовный подвиг покаяния перед бракосочетанием позднее несли в церкви великий князь Константин Николаевич и великая княжна Александра Иосифовна, дочь Александра Третьего Ксения Александровна и ее жених великий князь Александр Михайлович.

Осенью 1866 г. ожидалась свадьба наследника цесаревича Александра Александровича и датской принцессы Марии-Софии-Фредерики-Дагмары. После торжественной встречи в Кронштадте невесту привезли в Петергоф. Готическая Капелла стала первой православной церковью, которую посетила будущая императрица на русской земле. Может быть, это определило впоследствии особое отношение царской четы к маленькой домашней церкви. Большинство икон, хранившихся в храме Александрии к началу двадцатого века были переданы сюда именно Александром Третьим и Марией Федоровной.

Императрица Мария Федоровна. Портрет работы Генриха фон Ангели
Императрица Мария Федоровна через всю жизнь пронесла особое отношение к Готической Капелле, ставшей для нее первым православным храмом

В результате к началу 20-го века церковь во имя Александра Невского обладала уникальными достопримечательностями. К их числу помимо великолепной живописи Неффа можно было отнести следующие:

Две мозаики византийской работы, одна — образ Спасителя, Вторая — Божией Матери. Эти иконы были поднесены императору Николаю Первому Генерал- Адъюнатнтом Огаревым и помещались в алтаре против северных и южных дверей иконостаса.

Две достаточно древние иконы на стекле в окнах алтаря: около жертвенника — исцеление расслабленного при купели, а справа от запрестольного образа — икона мученицы царицы Александры с изображением орудия ее казни. Указанные изображения были вставлены после освящения храма, их происхождение — неизвестно.

Образ Святителя Николая Чудотворца, писанный на кипарисной доске по золоченному фону с греческого подлинника, хранившегося в итальянском городе Бари. Эта икона была поднесена Николаю Первому в 1845 году художником Раевым.

Образ Богоматери с Младенцем Иисусом, писанный восковыми красками профессором Бруни.

Панагия с частицей Животворящего креста. Она была сделана в форме шестиугольной звезды из вызолоченного серебра, осыпана восемью крупными столькими же мелкими бриллиантами, шестью мелкими изумрудами и двадцатью девятью яхонтами. Была подарена Николаю Первому армянским католикосом Антонием во время посещения императором армянского монастыря в Эчмиадзине в 1837 году.

Образ Святого Георгия Победоносца серебряный с позолотой чеканной работы. Голова Святого была сделана из молочного опала, а венец вокруг был сделан из пяти гранатов и десяти жемчужин. Был подарен Николаю Первому духовенством Георгиевского собора в Зугдиди (бывшей столице Мингрелии).

Икона Святителя Митрофана в ризе из фольги, взятая неприятельскими войсками в Севастополе из кафедрального собора в 1855 году и возвращенная обратно.

Образ Иверской Божией Матери в золотошвейной ризе, украшенной жемчугом. Был поднесен Александру Второму в день двадцатипятилетия его царствования духовенством Петербургского Воскресенского девичьего монастыря.

Серебряный массивный, украшенный эмалью складень с изображением Святого великомученника Георгия Победоносца, Святого великого князя Александра Невского и Святой Марии Магдалины, поднесенный Александру Второму Павлоградским полком своему шефу-императору

Хоругвь серебряная, вызолоченная на металлическом древке с живописным изображением Александра Невского, Марии Магдалины на лицевой стороны, Святого Пахома Великого на оборотной, поднесенная Николаю Второму Кронштадтским ремесленным обществом в память коронования

Образ Божией Матери Гареджийско-Караяхской с частями мощей Гареджийских святых Шио и Додо с частью креста, обретенного в руках преподобномученика Додо во время открытия его мощей, поднесенного грузинами императору Александру Второму

Писанный на кипарисной доске образ Спасителя в тяжеловесной серебряной вызолоченной ризе, украшенной разноцветной эмалью и мелкими бриллиантами, поднесенный Николаю Второму в память коронования от имени ряда обществ и прихожан

Тяжеловесный складень серебряный вызолоченный, украшенный разноцветной эмалью с изображением Божией Матери «Утоли моя печали», Святого Александра Невского и Марии Магдалины, подаренный императору Александру Третьему Александровской общиной сестер милосердия

Точная копия деревянного явленного креста с живописным изображением распятия, находившемся в Дмитровском Успенском соборе Московской губернии

Живописная икона Святых Александра Невского, Марии Магдалины, Святителя Николая, Георгия Победоносца, Преподобной Ксении, Архангела Михаила в богатой резной киоте палисандрового дерева, поднесенная в 1871 году Обществом торговцев Александровского рынка Санкт-Петербурга

Образ Святого Благоверного князя Александра Невского, нарисованный художником Бронниковым в Париже и помимо этого до десяти складней и икон в массивных эмалированных серебряных, работы Овчинникова и Хлебникова.

Гау Эдуард Петрович (1807-1887) «Готическая капелла в парке Александрия, внутренний вид капеллы». 1850-1860-е гг. Акварель
Гау Эдуард Петрович (1807-1887) «Готическая капелла в парке Александрия, внутренний вид капеллы». 1850-1860-е гг. Акварель

Наибольшей интенсивности богослужебная жизнь Капеллы достигла в царствование последнего императора. Это было связано с тем, что Николай Второй и Александра Федоровна, подолгу оставаясь в Петергофе, предпочитали молиться уединенно, без сопровождения свиты, которая обычно присутствовала только на официальных церковных церемониях.

Готическая церковь имени Святого благоверного великого князя Александра Невского в парке «Александрия» («Готическая капелла»)
Интерьер Готической Капеллы. Современный вид.
Готическая церковь имени Святого благоверного великого князя Александра Невского в парке «Александрия» («Готическая капелла»)
Еще одним украшением интерьера Капеллы являются витражи из цветного стекла

Ярким событием в истории церкви стало крещение 12июля 1895г. племянницы Николая Второго, княжны Ирины Александровны. Первый и единственный раз в стенах маленькой капеллы совершался обряд крещения члена императорского дома. Положенное в таких случаях особое церемониальное действие было полностью соблюдено. Утром отслужили литургию и оставили Божественные дары для причащения княжны. На торжественную церемонию собрались все члены императорской фамилии и огромная свита. У южных ворот храма для всех приглашенных были поставлены тамбур и палатка. Восприемниками Ирины Александровны стали император Николай Второй и вдовствующая императрица Мария Федоровна. Обряд совершал протопресвитер Янышев в сослужении с двумя священниками придворного духовенства. После совершения таинства было воспето «Тебе Бога хвалим» при 31 выстреле из орудий с военной гавани и колокольном звоне.

"Готическая капелла" в 1910 году
«Готическая капелла» в 1910 году

На престоле один за другим сменялись члены дома Романовых, но жизнь семьи по-прежнему была неразрывно связана с домовым храмом. Благодарственные молебны в нем сопровождали каждое счастливое событие: окончание войны, рождение детей, вступление в брак. По случаю трагических событий в жизни страны и семейных утрат здесь служили панихиды и заупокойные литургии…

«Александрийская идиллия» завершается в июле 1914 г. после отъезда последней императорской семьи из Петергофа, связанного со вступлением России в Первую мировую войну. Тем самым прервалась и духовная жизнь храма. В 1918 г. все дворцы и парки Петергофа были национализированы и превращены в музейный комплекс. В 1932 г. Капелла стала Музеем истории Александрии. В этом качестве она служила до 1941 года.

В годы Великой Отечественной войны Капелла оказалась на оккупированной территории. Церковь пострадала от осколков бомб и снарядов, вся отделка была повреждена пожаром, убранство похищено. Но, несмотря на многочисленные утраты внешнего и внутреннего убранства, каркас здания сохранился.

В послевоенное время «Готическая Капелла» реставрировалась в несколько этапов. Вначале были проведены мероприятия по консервации здания, восстановлены медная кровля, входные дубовые двери с резными фрамугами, дубовые окна алтаря; разработан проект воссоздания внутренней отделки.

На протяжении последующих десяти лет были подготовлена документация на реставрацию фасадов, подвала, осветительных приборов, инженерных сетей Готической капеллы, восстановление люстры, витражей, иконостаса, камина в алтаре, стальных переплетов больших окон-роз. Свое место заняли и чудом сохранившиеся полотна Т.А.Неффа – «Архангел Михаил», «Спаситель» и «Вознесение».

Готическая церковь имени Святого благоверного великого князя Александра Невского в парке «Александрия» («Готическая капелла»)
Витражи в Готической Капелле

Готическая церковь имени Святого благоверного великого князя Александра Невского в парке «Александрия» («Готическая капелла»)

Усилия реставраторов дали свои плоды к 1999г., когда «Готическая капелла» была открыта для посетителей как один из музеев заповедника «Петергоф». А в 2006 году домовой церкви Романовых был возвращен и статус православного храма. В сентябре того же года в здании Капеллы прошла церемония прощания с супругой императора Александра Третьего Марией Федоровной, останки которой согласно завещанию императрицы были перенесены из Дании в Санкт-Петербург…

Готическая церковь имени Святого благоверного великого князя Александра Невского в парке «Александрия» («Готическая капелла»)
Необычный синтез православного храма и готического исполнения делают Александрийскую церковь уникальным архитектурным памятником с богатым историческим прошлым

Сегодня Готическая Капелла приковывает к себе внимание посетителей, являясь одним из шедевров готической архитектуры, которыми славится Петергоф. Изменился лишь статус церкви: на смену частному владению императорской семьи пришел статус украшения Александрии, сочетающего в себе традиции православного храма и строгую готическую архитектуру Западной Европы.

 

При подготовке статьи были использованы материалы:

Автономов А. А. Историко-статистическое описание Императорских придворных церквей в г. Петергофе и его окрестностях.

Е.В. Бойцова «ГОТИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ ИМПЕРАТОРСКОЙ ДАЧИ «АЛЕКСАНДРИЯ» В ПЕТЕРГОФЕ»

Информационные материалы, размещенные в здании «Готической Капеллы»

Share

Комментариев: 0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back To Top