Осмотрев военные укрепления, мы покидаем северную часть Кургальского полуострова, куда заехали ненадолго, и вновь настраиваемся…
ИВАНГОРОД и ЕГО ОКРЕСТНОСТИ. Часть первая
Введение
Основное обстоятельство, определяющее специфику Ивангорода – его пограничное положение. Статус русского форпоста на западных рубежах красной нитью проходит сквозь череду столетий вплоть до наших дней. Именно с западных рубежей российские территории неоднократно подвергались нашествию врага. Важность Ивангорода и его окрестностей определялась его географическим положением: городская крепость находилась на важнейшем торговом пути и неоднократно принимала участие в боевых действиях. Борьба с ливонским орденом, более чем вековое противостояние со шведами, отголоски Крымской войны и страшные бои с немецкими войсками за Нарвский рубеж предопределили богатейшее историческое прошлое. Немало свидетельств борьбы русского этноса за балтийские рубежи сегодня дошли до наших дней.
Историю Ивангорода невозможно рассматривать в отрыве от «заклятого друга» — Нарвы. Вот уж где проявляется единство и борьба противоположностей! Возникший ей в противовес, со временем Ивангород развивался совместно с Нарвой, образуя единую обширную агломерацию, раскинувшуюся по обоим берегам Наровы и простиравшуюся вплоть до Нарвского залива. Более того, на многих старых картах вы не найдете такого города – Ивангород. Это название закрепилось за самой крепостью, а территория нынешнего города называлась Ивановский форштадт, т.е. ивановское предместье Нарвы. В этой паре городов исторически именно Нарва играла ведущую роль, оставляя за Ивангородом роль небольшого города-спутника. Статус города Ивангород получил лишь после Великой Отечественной войны. По этой причине для лучшего изучения истории Принаровья и более полного понимания происходящих сегодня процессов стоит посетить как Ивангород, так и Нарву при наличии такой возможности, а также прокатиться по их окрестностям.
Приграничный статус города и достаточно приличная удаленность от Петербурга и сегодня определяют его недостаточно хорошую доступность для путешественников. На основной трассе (Таллинское шоссе или «Нарва») на въезде в город располагается погранпост, где у всех въезжающих независимо от транспортного средства будут проверены документы. Самый простой способ — иметь с собой загранпаспорт с действующей Шенгенской визой. Для посещения самого Ивангорода этого будет достаточно. Вопреки распространенному мнению попасть в Ивангород можно не только по шоссе, а еще и по другой дороге вдоль южного берега реки Россонь. Этот путь длиннее, но и живописнее: весьма интересно проехать «насквозь» историческую область под названием Эстонская Ингерманландия вдоль русла двух рек – Россони и Наровы, любуясь вместо потока автомобилей великолепной природой Принаровья. Однако следует иметь ввиду, что, выбрав указанный путь, вам все равно не удастся избежать встречи с сотрудниками погранслужбы. Как следствие, неизбежна и процедура проверки документов. Но в отличие от Таллинского шоссе загранпаспорт с Шенгеном здесь не поможет. В данном случае на путешественников распространяются правила пребывания в приграничных территориях России. Единственным способом проехать в такие места является специальный пропуск, который можно оформить в отделениях погранслужбы в Петербурге и ряде городов Ленобласти. Будучи предъявленным одновременно с паспортом гражданина России, этот пропуск откроет вам доступ как в сам Ивангород, так и в его окрестности.
Любителям велопоездок лучше всего приезжать в Ивангород на машинах, оставлять их на местных парковках и далее перемещаться по окрестностям на велосипедах. Те, кто привык добираться с велосипедами до пункта назначения своим ходом, испытают больше неудобств. Регулярного железнодорожного сообщения с помощью электричек на данном направлении пока не существует. Раз в день туда и обратно курсирует достаточно комфортный дизель, но с неудобным для петербуржцев расписанием: отправление вечером с Балтийского вокзала и прибытие в Ивангород в районе 10 вечера. При таком развитии событий в один день поездку не уложить: придется ночевать Ивангороде и с утра пораньше садиться в седло. Обратно в Петербург дизель выезжает рано утром (около 6 утра). Есть еще один вариант; приспособить для поездки сланцевский дизель, имеющий куда более удобное расписание движения. Выехав из Петербурга рано утром, добираемся до железнодорожной станции Веймарн, а оттуда оставшееся до Ивангорода расстояние (километров 35) проезжаем своим ходом. Такой же вариант возможен и для обратного пути. Сам вокзал в Ивангороде находится в отдалении от города и не имеет связи с помощью маршрутных транспортных средств, так что добираться придется на велосипеде либо на местных такси. Как приграничный вокзал, ивангородский обособлен забором. На выходе из дизеля пограничники в обязательном порядке проверят у вас те же документы, что и у приезжающих на автомобилях.
Также необходимо помнить, что статус приграничной территории накладывает определенные обязательства в части доступа на определенные объекты и фотографирования местности. Лучше не пытаться пройти на объекты, обнесенные забором или колючей проволокой, даже если есть все основания полагать, что они являются недействующими или заброшенными. Точно также не стоит фотографировать пограничные переходы, иные действующие пограничные объекты (например, вышки или катера) и самих сотрудников пограничной службы, находящихся при исполнении. Мы едем получать удовольствие и познавать кусочек своей Родины, а не нарываться на административные правонарушения. Кстати сказать, пограничников в форме, скорее всего, вы встретите только на погранпереходах. В остальных местах они могут внезапно предстать перед вами в образе рыбаков, грибников или участников пикника.
Вопреки распространенному мнению Ивангород – это не только крепость. Это еще и великолепная Нарова, и прекрасные лесные дороги в окрестностях, и пара музеев… И конечно, Парусинка, по которой просто необходимо прокатиться, а еще лучше — пройтись пешком. В последнем случае будьте готовы ко встрече с местными детишками, лихо гоняющими на велосипедах и весьма непосредственными в общении. Здороваясь метров за десять, они сразу переходят «на ты» и заводят разговор в стиле «как дела, бро?», закидывая путешественника массой вопросов. Среди них могут быть самые разнообразные, начиная от «откуда вы приехали» и заканчивая просьбой «помочь рублями двадцати». Не стоит удивляться: Ивангород относительно невелик, жители живут достаточно скромно и чужаков здесь видно сразу…
Туристическая инфраструктура в Ивангороде на данный момент оставляет желать лучшего, хотя и постепенно совершенствуется. Те, кто едут с ночевкой, уже могут остановиться в неплохих бюджетных отелях. Но по-прежнему существует проблема туалетов, оставляет желать лучшего и помощь туристам в виде буклетов и путеводителей. Весьма неприятным обстоятельством является слабая насыщенность краеведческой литературой, хотя прямо в центре города существует Центр устойчивого развития, где можно приобрести сувениры с местной символикой.
К туристам в Ивангороде относятся в целом благожелательно, но и немного снисходительно. Не удивляйтесь, если вовремя фотографирования, особенно на берегу Наровы, сконцентрировавшись на кадре, вы вдруг услышите сзади вкрадчивый голос: «Шпионите»? В этом случае не стоит паниковать, даже если задающий вопрос окажется сотрудником погранслужбы в гражданской форме: тотального запрета на фотосъемку в погранзоне нет. Скорее всего, к вам обращается местный житель, немного недовольный тем, что вы нарушаете его уединение.
Завершая «фототему», отметим, что лучшие панорамные виды самого Ивангорода и российского берега Нарвы открываются с эстонской стороны. Это еще один повод посетить город Нарву, предварительно получив Шенгенскую визу.
Следует помнить, что Ивангород – это место, куда имеет смысл приезжать людям, интересующимся историей нашей страны, а не ждущим от поездки особых развлечений или насыщенной ночной жизни. Последние можно поискать в Нарве, а еще лучше – в Петербурге.
Теперь после перечисления всех вводных мы грузим велосипед в автомобиль и направляемся в Ивангород на западную границу России!
P.S.
И -да, ударение в названии города нужно ставить не на второй, а на третий слог…
Приезд в город
Принято считать, что в Ивангороде кроме знаменитой крепости особенно смотреть и нечего. Это совершенно не так. Структурно музейный комплекс Ивангорода состоит из трех объектов:
— Крепость — памятник архитектуры XV-XVI вв. вместе с Музеем в Пороховом амбаре;
— Художественная картинная галерея (Пантелеевский особняк);
— Музей военно-оборонительного зодчества (Музей крепостей).
Для вдумчивого осмотра только этих объектов понадобится, как минимум, день. Вдобавок помимо музеев в самом городе и его окрестностях есть немало интересных и памятных мест. Попробуем предложить по возможности оптимальный способ покатушки с целью увидеть максимум интересного за минимальное количество времени (1-2 дня).
Традиционно основным способом прибытия в Ивангород является Таллинское шоссе (федеральная автомагистраль «Нарва»). Врываясь в город, Нарвский тракт словно делит его пополам на северную и южную части. Центром города считается ее пересечение с улицей Гагарина (уходящей на юг) и Госпитальной улицей (на север). В месте этого пересечения мы оставляем автомобиль, благо рядом есть как платные, так и бесплатные парковки, и дальнейшее путешествие будет носить пешеходно-велосипедный характер.
Горка
Прежде чем спешить в крепость, осмотримся вокруг. Сразу же после парковки наше внимание привлекает место, чуть правее уходящей вниз дороги на пограничный КПП. Это место, бывшее некогда составной частью ивангородского форштадта Нарвы, носит историческое название Горка. На возвышенности расположен поминальный крест, а чуть позади – маленькая часовенка, где продается церковная литература. Это все, что осталось от одного из символов Ивангорода – церкви во имя иконы Божией Матери «Знамение» («Знаменской церкви).
Образ Знамения Божией Матери — особо почитаемый прихожанами Нарвы. Сама икона представляет собой поясное изображение Пресвятой Богородицы с распростертыми к небу руками и с сидящим перед Богоматерью Младенцем Иисусом. Считается, что молящиеся перед этими образами благодаря их чудотворной силе уберегались и уберегаются от болезней и бедствий. Сам праздник Знамения Пресвятой Богородицы установлен Русской Православной Церковью в память знамения и чуда от иконы Богоматери во время осады Новгорода в 1170 году. Когда враги окружили город, епископ Новгородский святитель Иоанн вынес икону Богоматери на городскую стену и поставил ее против нападавших. Одна из стрел вонзилась в икону — и она внезапно отвратила свой лик от нападавших и обратилась к городу, как бы в знамение великого милосердия Владычицы к бедствующим. Святитель же, воззрев на Божественный лик, увидел слезы, истекающие из милосердных очей Владычицы. Неожиданно ужас охватил нападавших, и, видя их смятение, новгородцы устремились на врагов и победили их.
Новгородская святая икона еще прославилась в 1566 году, когда по молитве перед нею был остановлен пожар в Новгороде, а в 1611 году Заступница уберегла церковь Знамения в Новгороде от разграбления ее шведами
В честь особо чтимой иконы в середине 18 в. и был построен деревянный Знаменский храм в Ивангородской части Нарвы. Однако к концу столетия столько скромное сооружение уже не отвечало потребностям горожан, а имевшаяся Успенская церковь также была тесновата. Перед властями встал вопрос о строительстве нового каменного храма, каков и был построен в 1786-1796 г.г. на средства жителей Ивангородского форштадта (существенную помощь оказала семья нарвских купцов Орловых).
Храм был расположен на возвышенности рядом с Петербургско-Ревельским трактом и был виден издалека. Церковь была выстроена из известняка и частично облицована кирпичом. Главный объём с прямоугольным планом дополняла надстройка-барабан, завершавшаяся куполом. Невысокая, квадратная в плане колокольня украшалась изящным фонарём. Храм возвели с двумя приделами: Воздвижения Животворящего Креста Господня и пророка Илии. Первоначально церковь была гарнизонной и предназначалась для частей, расквартированных в Нарве. В 1833 году храм был передан в епархиальное ведомство. В 1848 году при храме был открыт самостоятельный приход.
В 1919-1920 гг. Ивангород и Нарва находились в прифронтовой полосе, и Знаменская церковь становится кафедральным собором белой Северо-Западной армии. К тому моменту Нарва становится центром для измученных солдат и офицеров, теснимых Красной армией, а также беженцев из сопредельных территорий. В годы Гражданской войны церковь подверглась разрушению, но позднее была восстановлена прихожанами. Трагичной оказалась судьба настоятеля Знаменской церкви протоирея Димитрия Чистосердова. Он был расстрелян нарвской революционной коммуной на второй день Рождества – 8 января 1919 года. Отец Димитрий был погребен в ограде Знаменской церкви, у восточной стены Крестовоздвиженского придела Знаменского храма. Теперь на этом месте просто асфальт…
Не менее горькой оказалась и участь следующего настоятеля Знаменской церкви, служившего в самый тяжелый период с 1919 по 1941 гг. – протоирея Константина Александровича. Будучи сыном везенбергского купца, он духовно окормлял раненых солдат, находившихся на излечении в лазаретах г. Нарвы, невзирая на закрытие храмов и запреты большевиков служил литургии и ревностно исполнял требы. Его жизнь закончилась в 1941 г. после смертельного ранения в результате бомбежки в вагоне на станции Нарва, куда он был помещен уже будучи арестованным…
Сама же церковь после восстановления в 1925 году была включена в список памятников архитектуры города Нарвы. Но очередной военный конфликт пережить не смогла. В 1944 году, во время кровопролитных боев за Нарвский рубеж, она была разрушена; погибли и многие церковные ценности, а сам приход прекратил свое существование.
А вот саму икону удалось спасти благодаря мужеству прихожан.10 декабря 1943 года последний раз Знаменская церковь в Ивангороде отпраздновала свой престольный праздник — Знамения Божией Матери, а уже в январе 1944 г. приказом немецкого командования объявлялась эвакуация города и закрытие храма. В ходе эвакуации под начавшимися обстрелами прихожане смогли сохранить икону и переправить в Кохтла-Ярве, откуда впоследствии она была передана в Воскресенсий собор города Нарвы…
Здесь же, на Горке, рядом со Знаменской церковью располагался еще один православный храм – Церковь Святителя Николая Чудотворца. Она была сооружена в 1851-1855 гг. по проекту арх. Ф.И. Руска, на средства нарвского купца I гильдии, старосты ивангородской Знаменской церкви, почетного потомственного гражданина Нарвы П.И. Орлова. Будучи выстроенная из камня, она заменила располагавшуюся на этом месте ранее полковую Церковь Рождества Христова, построенную в 1733 г. для военных Нарвы и снесенную в 1851 г. Церковь была освящена во имя святого Николая Чудотворца и приписана к соседней Знаменской церкви. С 1880 г. здесь начали совершаться первые эстонские православные богослужения. Растущее население города увеличивалось за счет переселенцев-эстонцев, и в 1903 г. церковь была передана в бессрочное пользование эстонскому православному приходу. Дальнейшая судьба храма аналогична Знаменской церкви. В годы Первой мировой войны и революции приход распадается, а церковь частично разрушается во время военных действий. С переходом Ивангорода в состав Эстонии в 1924 г. Николаевский приход возрождается и действует до 1944 г., когда храм разрушен в ходе боев за Нарвский рубеж…
После войны руины обоих православных храмов были зачищены. Сейчас видимым напоминанием о них служит установленный рядом с бесплатной парковкой поминальный крест, да маленькая часовня в честь иконы знамения Пресвятой Богородицы, находящаяся в ведении Православного прихода Успенского храма…
Здесь же, на Горке, сразу за часовней возвышается красивое двухэтажное здание желтого цвета. Перед нами — бывший особняк купца второй гильдии Филиппа Яковлевича Пантелеева, одно из немногих городских зданий, сохранившихся после войны.
Пантелеевский особняк наряду с местной крепостью смело может быть назван визитной карточкой города, ибо очень хорошо отражает суть Ивангорода – стоять на перекрестке путей. Но если крепость – это форпост России на Нарвском рубеже, то купеческий особняк оформляет собой торжественные ворота в страну. Мимо него ни пройти, ни проехать просто невозможно. А с крыльца старинного особняка открывается замечательный вид на две крепости, разделенные рекой Наровой…
Сейчас у особняка новая жизнь: в нем расположен один из местных музеев: Ивангородский художественный музей, куда обязательно стоит зайти. Здесь хранится значительная коллекция работ одного из представителей объединения «Мир искусства» художника-графика Ивана Яковлевича Билибина. История здания и описание Музея приведены в отдельной статье.
Теперь, когда мы узнали так много интересного о том, какие тайны скрывает за собой Горка, можно двинуться вниз «на приступ» основной достопримечательности города – ивангородской крепости.
Подъезд к крепости и территория вокруг нее.
Музей крепостей.
Существует два основных способа добраться до крепости со стороны Горки и оба они вызывают искреннее недоумение каждый раз, когда приходится ими пользоваться. Чтобы добраться пешком, необходимо пройти по левой стороне вниз в сторону пограничного пропускного пункта через Мост Дружбы и, не доходя до моста, сразу за Пунктом оформления таможенных деклараций и грин-карт, свернуть на узкую тропинку влево там, где начинается заградительная решетка. После этого мы идем по этой тропинке, обходя ограждение, в то время как слева остается заросший кустарником и травой склон, куда нерадивые туристы и жители города бросают мелкий мусор. Обходя грузовой терминал МАПП Ивангород, мы, в конце концов, выходим прямо у входа в крепость.
Не менее странный путь придется проделать на автомобиле. Для этого требуется повернуть налево, на улицу Гагарина, проехать по ней до пересечения с улицей Наровской и свернуть направо. После этого немного проедем до пересечения с Псковской улицей и сворачиваем направо. Перед нами предстает ходящая вниз узкая дорога, заканчивающаяся внизу крутым поворотом налево. Этот участок Псковской улицы проходит между частными домами, а ее ширина такова, что на ней встречные машины разъедутся не без труда. Типичная дорога, какие можно встретить в садоводствах, разве что из асфальта. Что уж говорить о больших автобусах, которым приходится выполнять сложные маневры для доставки туристических групп. Возможно, автомобильный подъезд был бы более комфортным, однако территория между Псковской улицей и крепостью занята воинской частью, которая, судя по запустению на ее территории, уже не функционирует.
Машину можно оставить на парковке сразу после поворота к крепости, однако посетители предпочитаю подъезжать на машинах прямо к входу. Но прежде чем посетить главную достопримечательность Ивангорода, обойдем ее справа, тем более, что на целесообразность этого шага нам намекает указатель у входа.
Для этого необходимо пройти (или проехать) по дороге вдоль крепости, обогнуть Боярский вал, оставляя справа Грузовой терминал МАПП Ивангород. Сразу после завершения Боярского вала слева по склону карабкаются деревья, за которыми просматривается крепостная стена, а справа, почти у самого берега Наровы стоит одноэтажное здание из кирпича. В свое время оно принадлежало нарвскому купцу Орлову, затем в нем располагалась таможня. Сейчас в нем размещена небольшая экспозиция Музея крепостей (Музея военно-оборонительного зодчества Руси).
Экспозиция рассказывает об истории семи крепостей и Выборгском замке. Основу экспозиции составляют макеты крепостей, гравюры и рисунки, дошедшими до нашего времени с момента строительства фортификационных сооружений. Пожалуй, наиболее интересными экспонатами являются обнаруженные в ходе археологических раскопок остатки керамической посуды, наконечники стрел, фрагменты креплений сооружений, украшения. Для своего возраста предметы находятся в хорошем состоянии и дают неплохое представление о жизни и быте обитателей и строителей крепостей. В начале выставки располагается большая электронная карта с нанесенными на ней оборонительными сооружениями и другими достопримечательностями Ленинградской области.
Для общего развития музей стоит посетить, хотя в ходе осмотра не оставляет ощущение, что оформление залов отстает от жизни лет на двадцать: никакого интерактивного представления данных нет и в помине. Думается, что столь интересная тема как русские крепости на территории Ленобласти значительно бы выиграла от использования современных технологий (к примеру, изображения крепостей в 3D-формате, плазменные панели с интересной информацией).
На самом здании при входе в Музей установлена мемориальная доска, посвященная 90-летию образования РККА — Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Место установки не случайно: оно считается географическим центром рождения РККА в феврале 1918 года. Как известно, первые бои против германских войск вновь созданная армия приняла под Псковом и Нарвой.
После осмотра Музея крепостей можно пройтись вдоль самого берега Наровы, любуясь нависающими крепостными стенами. Никакой набережной здесь нет и в помине: пробираться придется через растительность и камни. По пути вам нам попадется пограничный столб, а также вереница внимательных рыбаков. Самая что ни на есть граница России! Прямо у ног плещется река: Нарова здесь достаточно узкая, отчего нависающий на противоположном берегу «Большой Герман» кажется абсолютной доминантой. Тропинка вдоль реки огибает западную и южную стены крепости и, наконец, приводит нас к полуразрушенному тайнику и капониру.
Здесь тропинка упирается в уже знакомую нам территорию воинской части: приходится карабкаться наверх, в крутой подъем и почувствовать себя участником штурма. Обилие растительности и смена рельефа делает дальнейший обход крепости в комфортном режиме весьма проблематичным.
Небольшая прогулка у подножия крепости завершена; мы возвращаемся назад уже знакомой нам дорогой, оставляя позади музей крепостей и огибая Боярский вал, и на этот раз устремляемся в саму крепость.
Крепость
Первое, что привлекает внимание – оформление входа в крепостное сооружение. Сам вход представляет собой длинную пологую лестницу с широкими ступенями. На ней уложена специальная пара широких желобов, что позволяет подняться в крепость даже с велосипедами. Дорога к крепости стала объектом финансирования Программы Приграничного сотрудничества «Эстония-Латвия-Россия» в рамках Европейского инструмента Соседства и Партнерства, строительство которого было завершено летом прошлого года. Лестница приводит нас к входным воротам, около которых установлен информационный стенд, а над ними – табличка, свидетельствующая о почтенном возрасте сооружения. Принимаем эту информацию к сведению, заходим в крепость и покупаем входной билет.
Истории крепости будет посвящена отдельная статья на нашем сайте. Здесь ограничимся общими рекомендациями по осмотру крепости.
Сразу после входа в крепость сворачиваем направо и направляемся к Длинношеей башне. Вместе с соседней башней Наместника они были возведены в начале 17 века в рамках пристройки к крепости Переднего города, призванного защитить самое проблемное северо-восточное направление со стороны моря. Дело в том, что в отличие от других отрезков стен крепости, возвышавшихся над скалистыми обрывами, на данном направлении до постройки Переднего города находился весьма пологий скат Девичьей горы, по которому противник мог довольно легко подобраться к крепостным стенам и воротам.
Поднявшись наверх, осмотримся вокруг. Прямо под нами внизу раскинулся Боярский вал. Это единственная часть, расположенная уже не на возвышенности (Девичьей горе), а у ее основания. Его предназначение было аналогичным, что и у Переднего города – укрепление северо-восточного направления, с которого враг мог штурмовать крепость. Приглядевшись повнимательнее, можно легко заметить визуальные отличия Боярского вала от остальной крепости: его низкие каменные стены, поверхность которых сложена из правильных квадратов известняка, не имеют башен. По существу, стена здесь является подпорной стенкой, которая поднимается и выше гребня вала. Созданием стен Главного вала было завершено формирование Ивангородской крепости. В дальнейшем ее крепостные сооружения не расширялись.
За Боярским валом справа налево как на ладони просматривается пограничный переход МАПП «Ивангород». Обычно, на нем скапливается очередь из машин, которые, проходя погранконтроль на российской территории, переезжают по Мосту Дружбы и попадают на эстонскую сторону. Рядом отдельная очередь для пешего пересечения границы. Красивый вид открывается на воды Наровы, которая, слегка вильнув, уходит влево, неся свои воды в Нарвский залив.
Так постепенно перемещаясь крепостной стене, мы постепенно подходим к башне Наместника. Как и Длинношеяя, эта башня является круглой по форме и также была возведена в рамках укрепления Переднего города. Вдоволь полюбовавшись видами из бойниц, мы делаем небольшой поворот и практически сразу же попадаем к Воротной башне, одной из старейших в крепости. Несмотря на это, она хорошо сохранилась и возвышается на высоту 24 метра, насчитывая пять ярусов. На всех ярусах башни находятся по три бойницы; сами ярусы соединены удобной внутренней лестницей и перекрыты сферическими сводами. Каменная кладка башни выглядит весьма впечатляюще: блоки железистого известняка аккуратно уложены слой за слоем, а во внутренней отделке можно встретить крупные валуны. По своему состоянию Воротная башня относится к числу лучших башен крепости. Интересен тот факт, что никаких ворот рядом с ней мы сегодня не видим, однако они существовали еще в начале 17 века. Тогда рядом с ней были сделаны ворота в виде широкого арочного проезда (Колыванские ворота), ведшие к мосту через Нарову. Впоследствии эти ворота были заложены.
Осмотрев Воротную башню, продолжаем двигаться по крепостной стене до Пороховой башни, с которой открывается великолепный вид на Нарову, Мост Дружбы, а также Нарвский замок и северную часть Нарвской крепости. Кроме того, на высоком древке здесь установлен флаг России; не удивительно, что туристы здесь имеют обыкновение задерживаться для того, чтобы окинуть взором открывающиеся виды и сделать селфи на память на фоне триколора и «Большого Германа». Места хватит для всех, так как Пороховая башня завершается большой круглой площадкой. Но такое завершение башня имела не всегда. В прежние времена она завершалась цилиндрической смотровой вышкой, что позволяло наблюдать за всей окружающей местностью вплоть до устья Наровы. За счет надстройки Пороховая башня была самой высокой в крепости, что определяло ее в качестве основной огневой точки и одновременно архитектурной доминанты Ивангородской крепости. Наверное поэтому здесь сегодня и установлен триколор, призванный подчеркнуть особый статус Пороховой башни.
Западная стена продолжается Колодезной башней. По пути к ней можно «в упор» посмотреть на вечного оппонента — Нарвский замок и находящуюся перед ним набережную. Колодезная башня, также как и Пороховая, были практически вплотную приближены к позициям противника. Кроме того, важным значением башни являлся тот факт, что она была снабжена тайником, который вплотную примыкал к ней с внешней стороны и спускался прямо к реке. Помимо обеспечения крепости водой тайник имел и военное значение, ибо позволял держать под огневым воздействием всю береговую полосу холма, на котором стоит крепость. Сейчас с башни открывается прекрасный вид на сам замок, Нарову, Липовку (городской пляж Нарвы), а чуть позади виднеется красивый силуэт Александровской лютеранской церкви.
Перед тем как двинутся к следующей (Провиантской) башне обернемся назад и посмотрим внутрь крепости. Меж четырех башен открывается вид на самую старую часть Ивангородской крепости , построенную в 1492 году Иваном Третьим на «лошадиной шкуре». Центром ансамбля этой Четырехугольной крепости (или Детинца) является реконструированное здание Малого порохового амбара, построенное в 17 веке. В нем развернута экспозиция «Город лошадиной шкуры», посвященная истории крепости и города.
Провиантская башня весьма похожа на уже описанную выше Воротную. Между ними располагается западная стена Бояршего города, по которой можно проследить историю возведения Ивангородской крепости: даже не специалист легко сможет различить различные слои каменной кладки. Ничего удивительного в этом нет: западная стена прятала внутреннюю часть крепости от любопытных глаз с немецкого берега Наровы. Чем выше надстраивался Нарвский замок, тем выше росла и западная стена Ивангородской крепости. Одновременно с этим проводились строительные работы по утолщению стены, следы которых можно видеть и поныне.
Возвращаясь к Провиантской башне, отметим, что будучи вначале одной из основных в плане боевых действий, впоследствии она утратила это значение и стала использоваться в качестве склада продовольствия и военного имущества, что и обусловило ее название.
От Провиантской башни к Широкой ведет крепостная стена, украшенная зубцами. Сквозь них можно полюбоваться Наровой, Липовкой и панорамой Кренгольма.
Широкая башня делит южную крепостную стену на две части и по форме представляет собой куб, не намного превышающий высоту прилегающих крепостных стен. Можно предположить, что эта башня не несла на себе основную военную нагрузку, а выступала скорее в качестве дополнительного резерва по отношению к основным башням.
Дальнейшее путешествие по крепостным стенам следует вести с большой осторожностью, так как стены в юго-восточной части Бояршего города до сих не восстановлены после того, как были взорваны отступавшими немецкими войсками в 1944 году. Тем, кто не хочет рисковать, можно предложить спуститься вниз после осмотра Широкой башни, такую возможность дает лестница, расположенная внутри нее. Спустившись по ней, мы продвигаемся по внутренней части крепости в сторону разрушенных башен. Первое, что мы видим — это пара девятидюймовых береговых мортир образца 19 века, установленных перед полуразрушенным арсеналом. Орудия были предназначены для стрельбы с закрытых позиций по заранее пристрелянным целям противника. Мортиры имели калибр 229 мм стреляли почти на 6,5 км. Сейчас мортиры покрыта множественными отметинами от пуль и служит излюбленным местом паломничества юных посетителей с родителями. Тем же, кто не побоится залезть наверх на разрушенные юго-восточные стены, в награду получат возможность полюбоваться видом расположенной выше по течению Наровы Нарвской ГЭС, а также взорванными тайником и батареей «Капонир», располагающимися прямо у подножия взорванной Новой (Водяной) башни.
Завершив прогулку по периметру сохранившихся крепостных стен, мы возвращаемся назад для осмотра Никольской и Успенской церквей, служащих украшением внутренней части крепости. Никольская церковь была построена из дерева чуть позже Детинца, в конце 15 века, а в 1558 году перестроена в камне. Люди верили, что победу в Ливонской войне и завоевание Нарвы принес Святой Николай, поэтому он и был удостоен церкви. Успенская церковь была возведена в 1507-1509 годах Маркусом Греком. С тех пор ей многое пришлось пережить : переделку под лютеранство при шведском владычестве, разрушения во время войны, наличие в ней концертного зала… В 90-е годы здание было возвращено Русской Православной Церкви. С 2010 году в церкви устроен придел в честь новомученников Александра (Волкова) и Димитрия (Чистосердова) пресвитеров Нарвских и Ивангородских, печальная судьба которых рассматривалась нами при описании Горки.
Между церквями и крепостной стеной располагаются руины амбара середины 17 века. Судя по объему растительности и мусора внутри него перспективы быстрого восстановления амбара представляются весьма сомнительными. Рядом с Никольской церковью располагается Святой источник, а прямо напротив входа в крепость — концертная площадка, где даются многочисленные представления и концерты, проводятся праздничные мероприятия.
Завершается прогулка по крепости осмотром Набатной башни, расположенной слева от входа и возвышающейся на 18 метров. Своему названию, башня вероятно, обязана, висевшему на одном из ярусов колоколу, отбивавшему время и сообщающему о тревоге. Кроме того, именно к Набатной башне примыкали основные ворота в крепость, связывавшие ее с посадом и дорогой на Псков. Наконец, башня была украшена смотрильной вышкой наподобие той, о которой шла речь при осмотре Пороховой башни.
Перед тем как покинуть территорию крепости, обернемся и еще раз окинем великолепный комплекс фортификационных сооружений Ивангородской крепости. Нам по -настоящему повезло, что до наших дней сохранился этот памятник инженерной мысли и воинской славы, который сейчас является главной достопримечательностью Ивангорода и весьма популярным местом для семейного посещения.
P.S. При написании статьи использованы фотоматериалы сайта http://tellis.ucoz.ru/
Комментариев: 0