Историческим обществом Ямбурга-Кингисеппа выпущен в свет третий номер Альманаха «Малая Родина». В отличие от своих…
Кирха святого Андрея в деревне Большое Куземкино: долгий путь от храма к храму
«Ингерманландская часть» Ленинградской области может быть признана одним из самых интересных мест на всем Северо-Западе России. Причудливое сочетание традиций различных культур и верований делают эту территорию в этнографическом плане крайне привлекательной для исследователей. Имея сложную историческую судьбу, она стала ареной сражений между Великим Новгородом и католическими орденами, являлась свидетелем новгородского угасания и укрепления Московского государства, вековые доминированием Швеции и последующим возвращением в лоно Российской империи. Каждая из перечисленных выше эпох вносила свой вклад в историко-культурный ландшафт территории, обуславливая ее самобытность.
Одним из таких примеров стала вековая принадлежностью Приневских земель Швеции, обусловившая масштабное переселение финнов на опустевшие завоеванные земли и последовавшее вместе с этим формирование целой сети лютеранских приходов.
Среди них числился и лютеранский приход Нарвуси или Косемкина (Kosemkina), включавший территорию нынешнего Кургальского полуострова и большую часть Нижнелужья. Дуализм в названии прихода не должен смущать читателей: он проистекает из двойного названия старинной деревни Большое Куземкино, располагавшейся на пути торговли Великого Новгорода и Ганзы и постепенно ставшей центром округи.
Территория прихода представляла собой суровый приморский край, где жизнь людей во многом была связана с морем. Это и неудивительно: здесь было мало плодородных земель, зато в избытке – воды и леса, что предопределило не только род занятий, но и характер людей: сплоченность и самоосознание национальной идентичности. Несмотря на прошедшие столетия, в целом эти характеристики верны и сейчас…
Именно в этих краях к 1640 году был основан лютеранский приход, а на территории нынешней деревни Большое Куземкино построена первая деревянная церковь.
После завоевания петровскими войсками Нарвы приход в Куземкино стал филиалом финского прихода святого Михаила, а несколько позднее — в ноябре 1732 года — впервые была освящена церковь во имя святого Андрея. Новая кирха «прибавила в размерах». О том, какой она была, можно судить по рукописи Федора Осиповича Туманского «Опыт повествования О деяниях, положении, состоянии и разделении Санкт-Петербургской губернии…», где лютеранская кирха в Куземкино описывается как: «в селе Куземкино святой Троицы деревянная, но весьма изрядно выстроенная с колокольнею и двумя колоколами».
Шли годы, приход увеличивался, старая церковь приходила в упадок. Постепенно на повестку дня вставал вопрос о строительстве нового каменного храма, о чем было подано ходатайство в Генеральную консисторию. Как указывалось в прошении, «разрешение на перестройку сызнова совершенно ветхой и уже непригодной к употреблению церкви евангелистско-лютеранского филиального прихода Коземкина в Ямбургском уезде». Из 12 964 рублей 11 тыс. уже имеются в распоряжении местного церковного попечительства.
Даже не знакомясь с архивными документами, нетрудно понять, как непросто давалась реализация этого проекта: здание строилось на средства, собранные самими прихожанами на протяжении многих лет; годовые сборы составляли по 5 копеек и по 3 камня с каждого прихожанина. Благодаря проявленному упорству в 1879 году новый каменный храм, способный вместить до 450 человек, распахнул свои двери для прихожан и был благославлен на служение. Его внешний облик был достаточно близок к нынешнему. Крышу венчала колокольня с крестом, звон которой был слышен далеко от Куземкино. Финская судостроительная фирма прислала в подарок орган. При храме существовала библиотека на финском языке, а также действовал странноприимный дом. В нем мог найти прибежище любой нуждающийся независимо от вероисповедания.
В короткий срок обновленный храм стал подлинным духовным центром не только самой деревни, но и всего Кургальского полуострова. Как грибы после дождя стали появляться молитвенные дома в окрестных финских деревнях полуострова – в Выбье, Вейно, Гакково, Кайболово, Кирьямо, Конново, Курголово. К 1917 году общее число прихожан превысило 4 тысячи человек.
А потом случился октябрь 1917-го, и судьба куземкинской кирхи стала развиваться аналогично многим неугодным религиозным учреждениям. Поначалу церковь оставалась в распоряжении верующих, однако 30-е годы перевернули все. Приход был распущен, богослужения прекращены, церковная библиотека уничтожена, пастор – репрессирован. Была разобрана каменная ограда церкви, а алтарные образа сменили суровые лики советских вождей.
На смену религии пришла суровая реальность: помещение церкви стало использоваться в качестве тюрьмы. «Шагом вперед» стала последовавшая в 1938 году адаптация здания кирхи под клуб: в 30-е годы прошлого века в Куземкино базировался военный гарнизон, входивший в состав Усть-Лужской укрепленной позиции («Пост №20»), которому требовалась «культурная отдушина»…
Во время оккупации богослужения во многих церквях были возобновлены. Не стала исключением и куземкинская кирха, о чем свидетельствуют сохранившиеся фотосвидетельства. Службы, на которые собирались верующие со всего Кургальского полуострова, проводились финским военным пастором Ю. Йяяскелайненом.
Дистанцирование от своих корней было продолжено и в послевоенные годы: было уничтожено находившееся при кирхе кладбище, а само здание, бывшее некогда центром крупного лютеранского прихода, вновь стало приютом для любителей кино и самодеятельности. И лишь в середине 90-х годов здание было возвращено прихожанам Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии. С тех пор в нем идет непрекращающийся ремонт, не мешающий, однако, проводить службы.
Осматривая кирху, невольно испытываешь двойственные чувства. С одной стороны, ей явно не помешал бы не просто ремонт, но и профессиональная рука реставратора. Но в то же время: кирха жива! И не просто жива, но и выполняет свою прямую функцию. А ведь она могла бы разделить судьбу своих куда менее «везучих сестер»: достаточно вспомнить состояние лютеранских храмов в Молосковицах, Шпаньково и Ропше не говоря уже о тех местах, где не осталось даже руин. И сегодня путешественники по Нижнелужью, попадая в Большое Куземкино, могут видеть несколько аскетичный и покрытый «шрамами времени» лик кирхи святого Андрея, так много повидавшей за свою историю.
P.S. При написании статьи были использованы фотоматериалы Краеведческого музея в деревне Большое Куземкино.
Комментариев: 0