Историческим обществом Ямбурга-Кингисеппа выпущен в свет третий номер Альманаха «Малая Родина». В отличие от своих…
Большое Куземкино и окрестности. Куземкинский краеведческий Музей.
Исторически левый берег Нижнего Прилужья входил в состав Залесской половины Шелонской пятины и относился к западной части Ямского Окологородья, бывшего частью Петровского погоста. Как пишет исследователь К.А. Неволин об этих местах в своем труде «О пятинах и погоста новгородских в 16 веке»:
…она (Залесская половина- авт.) обращена была от Новгорода на северо-запад, запад и юго-запад, шла вниз по левому берегу реки Луги к Ивангороду, обнимала собою земли по реке Плюссе и в окрестностях этой реки, и, вероятно, получила свое название от того, что простиралась за леса, которые росли по реке Луге».
Земли Нижнелужья были издавна заселены человеком, свидетельством чего являются многочисленные археологические находки. Наличие большой и полноводной Луги, разделявшей Водскую и Шелонскую Пятины, обусловило формирование одного из важнейших торговых путей, расцвет которого пришелся на 11-12 века. Лужская водная артерия входила в систему торгового пути «из варяг в греки», служившего для сношений Скандинавии с Византией и греческими колониями Черного моря, и оставившего большой след в истории Древнерусского государства. Оживленный характер торговли подтверждают данные раскопок, в ходе которых было найдено немало арабских, персидских и англо-саксонских монет.
К тому же периоду времени относится еще одно важное обстоятельство, определившее судьбу Нижнелужья: начало заселения территории финно-угорскими народами и представителями славянских племен, что предопределило сохраняющееся на протяжении многих веков удивительное этнографическое своеобразие региона.
Одно время территории вдоль Луги, как и прочие новгородские поселения, были данниками киевских князей. О том, что княгиня Ольга ходила со своей дружиной на Лугу за данью, поведал нам летописец. В Киевской летописи под 947 годом читаем:
Иде Вольга Новгороду и устави по Мсте погосты и дани и по Лузе оброки и дани…” (“Пошла Ольга в Новгород и установила по Мете погосты и дань и по Луге оброк и дань”).
Кстати, это первое упоминание о реке Луге в древних русских летописях.
Позднее земли Нижнелужья стали западной окраиной новгородских владений, да и всей Руси. Поэтому не только в древности, но и в более поздние времена, вплоть до начала XVIII века, эти земли были ареной многочисленных сражений. Соперничество за территорию между Лугой и Наровой длилось на протяжении многих веков; в междуречье враждующие стороны старались не допускать строительства масштабных оборонительных объектов противника. Первая часть противостояния завершилась в конце 15 века постройкой Ивангорода, а окончательно вопрос о принадлежности земель был снят лишь по итогам Северной войны.
После векового господства шведов, «оставивших в наследство» сформированные лютеранские приходы и финских переселенцев, более трех веков Нижнее Прилужье развивалось в составе Санкт-Петербургской губернии. Казалось бы, это должно было полностью нивелировать накопившиеся отличия от прочих губернских территорий. Однако это не так. В то время как власти щедрой рукой раздавали государственные земли своим приближенным, земли Нижнего Прилужья долгое время оставались казенными. И лишь при Павле Первом они начинают становиться частновладельческими.
Надо отметить, что данное обстоятельство было весьма прохладно встречено местными крестьянами, не упускавшими случая напомнить новым помещикам о своем недовольстве проведенными изменениями. Видимо не случайно сразу после отмены крепостного права в рамках земельной реформы многие помещичьи владения были выкуплены крестьянами. Свидетельством тому — сохранившиеся архивные дела Санкт-Петербургского губернского по крестьянским делам присутствия. Примечательно, что помимо местных крестьян земли вдоль Луги манили и эстонских арендаторов-переселенцев, испытывавших острую нужду в свободной земле в Эстляндии. Все это лишь дополнительно усилило этнографическое своеобразие местности.
Революция была воспринята местными жителями весьма неоднозначно. Многие были связаны родственными узами с жителями Эстонии и Финляндии, обретшими независимость. Разница в установившихся порядках была слишком велика. Не случайно среди жителей было немало сочувствовавших белогвардейцам. Часть жителей и вовсе были мобилизованы в Ингерманландский полк Юденича, наступавшего на Петроград. Но даже после провала попыток свержения советской власти органам управления приходилось считаться с настроениями местных жителей. Для этого предпринимались большие усилия с целью установить с ними более прочный контакт: открывались школы, поддерживалось изучение национальной культуры и языков. Сложнее обстояло дело с колхозами, но, в конечном счете, и здесь постепенно удавалось найти общий язык. Казалось бы, после масштабных потрясений жизнь начала входить в мирное русло…
Все изменили 30-е годы. Как и многие территории западной части Ленинградской области, Нижнее Прилужье прошло через репрессии местных жителей, масштабное строительство объектов береговой обороны Балтийского флота и связанное с этим переселение деревень. Как покажет дальнейший ход событий, столько серьезные приготовления не помогли сдержать натиск вражеских войск: многие огневые точки остались целыми до сегодняшнего дня и не несут на себе следов активных боевых действий.
Во время оккупации на Кургальском полуострове и левом берегу Луги стояли по большей части немецкие интендантские отряды, следствием чего стал относительно нормальный ход жизни мирного населения. Но в 1943 году в период германской оккупации по просьбе финских властей, испытывавших нехватку рабочих рук, многие местные жители были принудительно депортированы в Финляндию. Так вожане, ижоры, ингерманландские финны лишились своих жилищ. Многие из них погибли на пути в Финляднию. Оставшиеся были после войны возвращены на территорию СССР и переселены в другие районы страны. В результате численность коренного населения Нижнелужья резко сократилась. И лишь в середине 50-х годов многие жители получили право вернуться на свою малую Родину. К этому моменту поднимать хозяйство сюда приехали жители из Кировской, Рязанской и других областей России. Жизнь постепенно налаживалась и была неразрывно связана с совхозами и колхозами. Новая эпоха оставила свой след в виде панельных домов, школ, асфальтовых дорог и других привычных советскому периоду времени объектов социальной инфраструктуры.
Однако 90-е годы вновь все изменили: развал экономики напрямую сказался на жизни местных жителей. На смену исчезнувшим коллективным формам хозяйствования не пришло ничего. Сейчас коренных жителей постепенно вытесняют дачники, все меньше теперь можно увидеть старинных ижорских и финских домов и все больше — современных новоделов. Но есть то, что не в силах отнять никакие общественно-политические изменения. Никуда не делась великолепная природа, а также богатая история Нижнелужья, вместившая в себя огромное количество эпох, оставивших свой след в виде остатков дворянских имений, военных объектов и других свидетельств многогранной деятельности человека. Чтобы познакомиться с этим самобытным краем, мы предпримем путешествие в самое сердце Нижнелужья. Именно здесь, на левом берегу реки, раскинулась старинная деревня Большое Куземкино, куда мы и направляемся.
Большое Куземкино
Вообще-то если быть точным, деревня располагается на берегах сразу двух рек — Мертвицы и Луги, причем обе реки огибают деревню с востока. Столь необычный факт объясняется своеобразием Лужско-Нарвской гидросистемы. Впоследствии этому природному феномену мы планируем посвятить отдельный очерк; а пока лишь заметим, что близость рек и залива сыграет важную роль в жизни местных жителей, обусловив не только привычный род их занятий, но и формирование особого бунтарского духа, свидетелями которого мы еще станем.
Не менее интересную картину рисует нам и история изменений названия деревни. Фактически их было несколько. Название «Куземкино» фигурирует уже в шведских «Писцовых книгах Ижорской земли». Происхождение топонима до конца не ясно: возможно, он произошел от новгородского имени Куземка (Коземка). В этом случае можно предположить, что первые жители появились на месте теперешней деревни уже в конце 16 века. Позднее в документах встречаются названия «Коземкино», «Куземкина», а также водский вариант — деревня Кесекюна (Кесекюля) — «средняя деревня, деревня на полпути». В конце 17 века в полку названий деревни прибыло: наряду с Коземкино появляется сугубо шведское «Нартвиц бю» (швед. «бю» – деревня). А в Шведских хрониках за 1696 г. указано, что «Коземкина или Нарусе относится к Ижорской мызе…». С этого времени у деревни появилось второе название «Нарусе(и)». Согласно сохранившейся легенде «…ехали финны из Финляндии, попали в устье Луги, поднялись верх по реке. Остановились на каком-то месте. Местные жители их спрашивают: «Куда едете?». Они отвечают: «На Русь», т.е. в Россию. После на этом месте люди обосновались, а деревню стали называть «Наруси».
Последняя трансформация с названием деревни произошла в 1887 году, когда после пожара часть крестьянских хозяйств образовала новые населенные пункты. Для того, чтобы подчеркнуть их отличие друг от друга, куземкинские деревни обзавелись прилагательными. Так появились на свет Большое Куземкино, Малое Куземкино и Новое Куземкино. «Дружно взявшись за руки» и пройдя вместе сквозь лихолетье двадцатого века, они сохранились до наших дней…
За свою более чем четырехсотлетнюю историю куземкинские окрестности немало повидали. Каждая власть стремилась установить свои порядки. Так, к коренным жителям этих мест — вожанам, ижорам, потомкам славянских племен — во времена шведского владычества добавились финские переселенцы. Благодаря этому деревня стала центром лютеранского прихода, сохранившегося и поныне. А вот своего православного храма в Куземкино не было, лишь небольшие часовни. Деревня была приписана сначала к приходу в Кейкино, а затем к Кракольскому храму. И лишь в начале двадцать первого века был зарегистрирован приход и появился свой собственный православный храм.
После завоевания приневских земель в ходе Северной войны в 1704 году Пётр Первый подарил обширные Ингерманландские земли светлейшему князю Александру Меншикову. Однако внести значительный вклад в их развитие Меншикову не удалось: после его опалы они перешли в казну и долгое время оставались в статусе государственных земель. Лишь в 1797-м Павел Первый подарил их князю Куракину. Тот, имея значительные владения во внутренних губерниях России, перепродал полученные земли отставному генерал-майору Антону Егоровичу Унгерн-Штернбергу, на смену которому пришел лейтенант флота Александр Фадеевич Липгардт. Наконец, в 1831 г. часть нижнелужских земель отошла Карлу Васильевичу Нессельроде. В 1848 г. Нессельроде, выделив крестьянам по 5 десятин земли, передал их в ведомство Петербургской палаты государственных имуществ, чем покрыл свой долг Опекунскому совету. Остальные нижнелужские земли Нессельроде продал купцам потомственным почетным гражданам Байковым, потомкам лейб-кучера Александра Первого, Ильи Ивановича Байкова.
Его внуки – Андрей, Влас и Тимофей Трофимовичи Байковы – разделили имение, впоследствии дробившееся среди их наследников. Предпринимательская жилка, присущая купцам, привела к серьезному изменению в жизни Нижнелужья: купленные земли начали приносить доход за счет масштабной рубки леса, изготовления и продажи строительного материала, для чего были выстроены кирпичные и лесопильные заводы.
Именно члены купеческой семьи Байковых наряду с де Боде и стали главными владельцами нижнелужских земель. У нас еще будет возможность подробнее остановиться на местных землевладельцах во время нашей первой части путешествия.
Уже в пореформенное время из деревень бывшей Итовской вотчины и поселений Кургальского полуострова была образована новая Наровская волость. В её состав вошло три десятка населённых пунктов. Первоначально центром волости стало старинное село Наровское (Венкуль). Но и в куземкинских окрестностях благодаря работе земских органов власти начали происходить положительные изменения: стали появляться школы, ремонтироваться дороги, налажено регулярное паромное сообщение. В населённых пунктах волости были созданы крестьянские товарищества.
Революция и последовавшие за ней события сказались и на судьбе Куземкино. По условиям Тартуского договора 1920 года часть населённых пунктов Наровской волости отошла к Эстонской республике, а исполком русской половины волости в 1927 году был реорганизован в Кузёмкинский сельский Совет. Пограничный статус Куземкино сохранялся вплоть до 1940 года, когда эстонская часть бывшей Наровской волости наряду с самой Эстонией тоже стала советской.
Еще не завершилась война, а уже в феврале 1944 года возобновил свою деятельность Кузёмкинский сельский Совет. Но местное население практически отсутствовало, так как после возвращения из Финляндии коренных жителей не пустили в родные места, а расселили по другим областям страны. В 1946-м был организован совхоз «Ударник — Ропша», основу которого составили переселенцы из средней полосы России. И лишь во второй половине 50-х годов местным жителям удалось вернуться в родные места.
Заканчивая короткий экскурс в историю куземкинских окрестностей, отметим, что более детально на истории самой деревни мы остановимся во время заключительной части нашей поездки.
Приезд в деревню.
Итак, мы приехали в Большое Куземкино, припарковали машину, вдохнули полной грудью чистый воздух Нижнего Прилужья и готовы к осмотру окрестностей. С чего же начать? Выбор большой: направиться к кирхе Святого Андрея, прокатиться на юг в сторону соседней деревушки Ропша или «нырнуть» в прибрежную полосу Нарвского залива, окаймленного песчаными дюнами и корабельным сосновым бором… Все это мы обязательно сделаем, но чуть позже. Ибо первое место, куда обязательно стоит зайти на огонек, расположено в самом сердце деревни. Именно здесь, в двухэтажном кирпичном здании, где располагаются местная администрации, отделение Сбербанка и почта находится удивительное место – небольшой Музей или Краеведческий уголок при местной библиотеке.
Краеведческий уголок: «Прикасаясь к истории Куземкино, я заново открывала для себя историю страны» (Валентина Александровна Пилли).
В самом деле, при входе висят таблички «Администрация муниципального образования Куземкинское сельское поселение», рядом – еще одна надпись: «Отделение почтовой связи Большое Куземкино». Но стоит войти в здание, как практически сразу же справа появляется дверь, ведущая в интересный мир. Это – не что иное, как местный краеведческий уголок. Возникший изначально как коллекция предметов, собранных библиотекой, в 2009 году Краеведческий уголок с подачи местной администрации обзавелся отдельным залом. Фактически, он сейчас функционирует как Музей на общественных началах. И сегодня здесь радушно встречают любого посетителя, заехавшего в куземкинские края.
А посмотреть здесь и впрямь есть что. Музей оформлен в традиционном деревенском стиле. Основу коллекции составляют предметы ижорского домашнего обихода, среди которых — рыбацкие инструменты, обувь, крестьянская утварь. Свое особое место занимают коллекция кирпичей с клеймами местных производителей, а также прекрасно вышитые национальные костюмы. Здесь же можно полюбоваться на гордость советского периода – переходящее Красное знамя местного совхоза «Прибрежный». Отдельная часть экспонатов посвящена Великой Отечественной войне.
Но едва ли не самым главным богатством Музея являются стоящие за стеклом большие папки. В них хранятся материалы об окрестных землях, бережно собранные жителями за несколько десятилетий. Среди них – извлечения из архивных дел, газетные заметки, а также воспоминания жителей о давно минувших временах. А вспомнить и правда есть что: история деревни насчитывает более четырех сотен бурно прожитых столетий, свидетельства которых можно отыскать в округе и поныне. Некоторые из записей них носят уникальный характер и оформлены в виде законченных рукописей. Материала накоплено настолько много, что на его базе были изданы несколько небольших книг. Нечастый случай для наших деревень!
Однако было бы неправильно сводить все значение Музея к месту хранения вещественных свидетельств минувших лет. Куземкинский краеведческий уголок – это место, где работают гостеприимные, радушные люди, готовые поделиться любыми сведениями о родном крае. Не случайно сюда регулярно приходят как местные жители, так и путешественники. Причем некоторым гостям для приезда приходится преодолевать весьма значительные расстояния. Здесь уже побывали посетители не только из самых разных уголков России, но и из Эстонии, Финляндии, Швеции, Германии. Свидетельством тому – многочисленные отклики в книге отзывов краеведческого уголка. Она ведется с первого дня его существования и уже сама по себе служит музейным экземпляром. Ну а лучше всего кредо Музея характеризует фраза его хозяйки, вынесенная в заголовок настоящего подраздела.
Подробно познакомившись с экспонатами и историей окрестных мест, мы покидаем гостеприимный Музей и выезжаем на шоссе, дабы начать знакомство с окрестными местами. Для удобства разобьем наше путешествие на три части: Островная, Прибрежная и Прилужская.
Комментариев: 0