Март 1916 года выдался не по-весеннему суровым. Световой день уже заметно прибавил от декабрьских минимумов,…
Кракольская Церковь Святого Николая Чудотворца: «храм-путешественник»
Одним из самых почитаемых святых среди православных Петербургской губернии является Николай Чудотворец. И в этом нет ничего удивительного: в христианской религии его считают покровителем моряков. А поскольку жизнь коренных народов приморской местности неразрывно связана с морем, то немало храмов и церквей в прибрежной местности были освящены в его честь.
Один из таких храмов можно и сегодня встретить неподалеку от исконно водской деревни Краколье, где до сих пор проживают коренные вожане. Но, несмотря на свой современный вид история храма насчитывает уже не одно столетие, в ходе которого он даже успел сменить свое местоположение.
Перенесемся во вторую половину 19 века. Тогда Краколье состояло из двух частей: Краколье-1, бывшее казѐнным владением, которое подчинялось Ораниенбаумскому Дворцовому правлению, и Краколье-2, состоявшее помещичьим владением. Обе части находились не только на значительном удалении от уездного центра – Ямбурга, но и от ближайших церквей в Кейкино и Сойкино, прихожанами которых являлись местные крестьяне. Моста в устье Луги тогда еще не существовало; в результате каждая поездка превращалась в испытание водными преградами, особенно сложное весной и осенью.
Неудивительно, что на повестку дня встал вопрос о строительстве собственной кракольской церкви. Однако этот процесс не был простым. Дважды – в 1864 и 1868 годах – крестьяне подавали прошение в духовную консисторию, однако лишь во второй раз необходимое разрешение было дано. Священный Синод своим указом 26 ноября 1868 года предписал истребовать от жителей формальный акт о платеже причту 200 р. и руги, и — обязательство, в случае недостатка сбора, доплачивать из общественной кассы. 17 декабря того же года крестьяне представили, засвидетельствованный мировым посредником, акт об отводе двух десятин земли под церковь и о плате причту руги, а 22 февраля 1869 года дали согласие построить дома причту и платить ему жалованье. Только тогда им выдана была сборная книга, а благочинному предписано вытребовать от крестьян засвидетельствованные приговоры о постройке церкви, содержании причта, отводе земли под церковь и усадьбы причта. Благочинный, протоиерей Вознесенский, представил план отводимой земли в красивом месте неподалеку от сосновой рощи и 9 крестьянских приговоров о постройке дома для причта, отводе земли и о плате причту жалования в размере 200 рублей и руги — по два гарнца с каждой ревизской души. Лишь после этого указом духовной консистории была разрешена постройка деревенской церкви.
К этому моменту инициаторам строительства удалось собрать необходимую сумму для начала возведения церкви. Финансовой базой стал сбор по рублю с каждой ревизской души; было также заготовлено 6 кубических саженей камня. В последующие годы было добавлено около 800 сосновых бревен и 80 тысяч штук кирпича. В 1872 г. строительная комиссия избрала своим казначеем помещика мызы Коровино Александра Николаевича Биппена, делопроизводителем — священника села Сойкина И. Покровского, хранителем материалов — крестьянина Семена Иванова. Руководил строительством известный в Ямбургском уезде своими церковными постройками архитектор Буланов, гонорар которому был положен в 50 рублей за каждый приезд. Подрядчиком на работы приглашен был крестьянин соседней деревни Остров, Яков Колесов, которому обещано заплатить за всю работу 2800 рублей. 26 мая того же года, строительная комиссия сообщила в Консисторию, что денег имеется 968 рублей и есть достаточно материалов, и уже 9-го июля 1872 г. была совершена закладка церкви.
Общая стоимость возведения составила около 12 тысяч рублей. Среди крупнейших жертвователей были известный ямбургский купец Алексей Алексеевич Кочнев и липовский помещик Антон Трофимович Байков, на которых пришелся основной вклад строительными материалами. Не остались в стороне и другие ямбургские меценаты. Сохранились сведения о том, что умерший в Мариинской больнице Санкт-Петербурга купец Павел Матвеевич Фадеев незадолго до своей кончины завещал 2 тысячи рублей на постройку кракольской церкви. В итоге 18 августа 1874 года церковь была освящена благочинным Ямбургского собора, священником Иоанном Саввичем Любимовым.
Церковь была посвящена святому Николаю, была выстроена из дерева теплая, на кирпичном фундаменте, имела форму четвероконечного креста. Над серединой церкви размещался восьмигранный купол с восемью окнами, над притвором – одноярусная шестигранная колокольня. Крыша была покрыта листовым железом и окрашена медянкой. Главы были увенчаны железными, вызолоченными крестами.
Длина храма, с алтарем и притвором составляла 13 саженей, ширина более 8 саженей, высота от фундамента до креста колокольни -12 саженей. Храм получился достаточно вместительны: под его крышей могли вместиться до 1300 человек.
Сохранилось и описание алтаря: длиною более 2 саженей с полукруглой восточной стеной. Двухярусный деревянный иконостас был окрашен бледно-голубой масляной краской, с шестью резными, вызолоченными колоннами. Священные сосуды, напрестольный крест и Евангелие пожертвованы госпожой Рейхардт.
При церкви были устроены два деревянных дома для причта и деревянная сторожка. Доходом церкви помимо церковных сборов являлись проценты с семи сторублевых билетов Государственного банка. Дом для священника был построен из нового леса; для причетника пожертвовано помещиком Байковым старое строение.
Внешний вид церкви постоянно поддерживался должным образом прихожанами: в 1878 году из пожертвованного материала купцом Кочневым была устроена деревянная ограда; в ней сделаны кирпичные ворота, а деревянная над ними арка покрыта железом. А в 1881-1882 годах церковь и церковный дом были выкрашены масляными красками.
Сама церковь стала центром прихода для семи поместий и одиннадцати деревень, расположенных в самых низовьях реки Луги (Краколье, Преображенское, Коровино, Струпово, Куземкино, Остров, Новая Деревня, Пески, Верхние и Нижние Лужицы) и в северной части Кургальского полуострова по берегу моря (Розалино, Хамолово, Липово, Курголово). Большую часть прихожан составляли представители ижор, говорившие как на своем родном языке, так и по-русски.
Со временем Кракольский приход обзавелся школами; одна из них, земская, в деревне Куземкино была устроена в 1879 году Кочневым. В ней учится до 30 мальчиков и до 10 девочек. Впоследствии при кракольской церкви была открыта церковно-приходская школа.
Храм был весьма посещаем: в обыкновенные праздники сюда приходило до 400 человек, а в великие — до 900. Проводились и Крестные ходы: в Троицын день — в часовню при деревне Краколье; 2 июня и 27 сентября в Куземкино и Новую Деревню — в память пожара; 29 июня — по полям Краколья, Острова, Верхних Лужиц и Куземкина; 20 июля — по полям и по деревне Липово; 1 августа на реку Лугу; 6 августа — по полям деревни Краколья; 16 августа — по полям деревни Куземкино.
Почитаемы были и сельские праздники: 6 декабря и 29 июня праздновали: Краколье, Остров, Лужицы и Пески; 29 июня — Куземкино; 8 сентября — Новая деревня, Куземкино, Хамолово и Курголово; Троицын день – в Новая Деревня и Хамолово, Илии Пророку и Анастасии — Липово. На случай невозможности прибытия в главную церковь по местным деревням были установлены часовни, одна из которых располагалась неподалеку – в деревне Краколье на самом берегу Луги. Место было выбрано не случайно: по легенде здесь отдыхал Петр первый и поставил памятный крест. Всего же по окрестным деревням таких часовен насчитывалось девять. По состоянию на 1899 год в приходе состояло 425 дворов, 1304 прихожан мужского пола и 1350 – женского.
Одноклассное училище в Краколье было открыто в здании Епархиального Братства. С 1885 г. попечителем училища являлся потомственный дворянин, полковник Василий Александрович Биппен, владелец имения в Коровино (ныне – часть деревни Межники). А в деревне Липово и Нижние Лужицы имелись школы грамотности. Святейшим Синодом в 1909 г. была открыта в Краколье народная библиотека.
Октябрьские события не сразу сказались на судьбе храма: службы продолжались до 1938 года, когда храм был закрыт а, звонница разломана. Печальной оказалась участь последнего священника и директора церковно – приходской школы Александра Дубравина, сгинувшего в волне массовых репрессий.
В оккупационное время церковная служба была возобновлена нарвскими священниками. После войны церковь была окончательного закрыта, а её здание разобрано. Но в 1952 г. Николаевская церковь была перенесена на берег Луги, где долгие годы использовалась под клуб и библиотеку.
В российское время в здании под одной крышей располагались церковь и библиотека. И лишь после закрытия Кракольской сельской библиотеки здание было полностью отдано верующим и изменило свой внешний вид.
Сейчас, проезжая через переброшенный близ устья Луги мост, путешественник практически сразу же видит указатель, ведущий к кракольскому храму. Но мало кто знает, что ему удалось не только сохраниться в видоизмененном виде, но и сменить свое местоположение, оставаясь важным культовым сооружением на водской земле.
Комментариев: 0