Перед нами – подборка фотографий из Эстонского национального музея, на которых изображена Чертова гора…
Летние лагеря краснофлотцев в Лужской губе. 1920–30-е гг.
Еще до того, как в Лужской губе в середине 1930-х гг. стала строиться база флота, сюда ежегодно на рейд вставали корабли Морских сил Балтийского моря (будущего Краснознаменного Балтийского флота). Именно здесь на побережье Сойкинского полуострова открывались летние флотские лагеря, положивших начало тесному общению краснофлотцев с жителями окрестных деревень.
Летние лагеря Морских сил Балтийского моря в Лужской губе. Из фондов Центрального военно-морского музея
Приобретая практические навыки во время специальных занятий, моряки в то же время не забывали о культурно-просветительной работе и смычке. Не менее важной составляющей являлась возведенная в ранг государственной политики на селе спайка Красной армии и флота с трудящимися — рабочими и крестьянами. Помимо сближения различных групп населения власти стремились пресечь слухи о чрезмерных объемах хлебозаготовок, призывая в свидетели гостей в лице балтийских моряков.
Приводимые фотографии из фондов Центрального военно-морского музея могут быть дополнены внушительным количеством заметок газеты «Красный Балтийский флот», в которых описывались будни краснофлотцев в летних лагерях Лужской губы.
Иллюстрации из газеты «Красный Балтийский флот»
Без сомнения, морякам было приятно ощутить живую землю под ногами и вдохнуть запах крепкой сосны. Обычно, городок развлечений разворачивался после небольшого подъема в горку. Здесь, обычно, располагалась прекрасная библиотека-палатка. Посредине в хвойной зелени устанавливался бюст Ленина, украшенный принесенными местными пионерами свежими цветами. Внутри краснофлотцы читали газеты, журналы, играли в шахматы. Возле палатки был установлен тир; рядом располагался оркестр, а также небольшое помещение для театра с собственной силовой установкой.
На местах летних стоянок моряков на берегу организовывались походные клубы, оборудованные столами справок, медпункты, спортивные площадки, организовывалась комсомольская работа и работа с местными пионерами. Тем самым, крестьянские дети сызмальства втягивались в общественную жизнь, отвлекаясь от бесцельного времяпрепровождения.
Обычно об увольнении на берег сигнализировали два коротких звонка, после чего на шлюпках краснофлотцы переправлялись к ближайшей пристани и оттуда стройными колоннами под звуки веселого марша с плакатами в руках шествовали в деревню. Обычно, после представления живой газеты и выступления драмкружка молодежь танцевала, а пожилые крестьяне обступали краснофлотцев, завязывая с ними беседы на актуальные темы. Время пролетало незаметно и вот уже музыкальный сигнал в виде походного марша означал необходимость построения для возвращения на корабль. В обратный путь моряков напутствовала вся деревня, а местная молодежь провожала вплоть до берега.
Одна из «таких вылазок» в июне 1928 г, без сомнения надолго запомнилась жителям деревни Стремление. Еще на подходе на крестьян обрушились гром барабана, песни и музыкальные звуки шарманки. В самом же представление в деревне приняли участие оркестр, физкультурная группа, хоровой кружок; исполнялись озорные частушки, дополненные плясками, футболом и т. д. До позднего вечера раздавались одобрительные крики «еще, еще», а потом собравшаяся публика по примеру краснофлотцев стала аплодировать.
К сожалению, не обходилось и без курьезных и скандальных происшествий. Чаще всего, речь шла о злоупотреблении спиртными напитками и мелких кражах. Например, в один из летних вечеров на корабль с берега явилось одиннадцать пьяных краснофлотцев. Характерно, что произошло это в день, когда во всех частях флота были проведены политзанятия на тему «Борьба с алкоголизмом». В подобных случаях виновных наказывали, а экипажи, в которых служили привлекаемые к ответственности, давали обещание смыть позорные пятна.
Близкое общение моряков с крестьянами помимо знакомства с жизнью и бытом моряков способствовало формированию у крестьян представлений о современной технике, могуществе человеческой мысли и труда, внедрением идей и навыков физической культуры.
Но не следует думать, что взаимодействие с жителями окрестных деревень было легкой прогулкой. В крестьянской среде сохранялось достаточно сильное влияние религии, многие жители по-прежнему были неграмотными и незнакомы с достижениями научно-технического прогресса. Широкое распространение сохраняло пьянство и вызываемые им драки, перераставшие зачастую в побоища. Не могли себе найти дела и местные детишки, предоставленные зачастую сами себе. В этой связи большую воспитательную роль играли культурно-просветительская работа и прежде всего показ фильмов, живых газет, чтение докладов на злободневные темы. Беседы проводились о международном положении, о вреде пьянства. Не оставались в стороне и насущные вопросы: способы избежания пожаров, необходимость строительства громоотводов и т. д.
В конце концов на встречи с краснофлотцами стали приходить даже пожилые жители, не говоря уже о молодежи, которую привлекали устраиваемые танцы, игра духового оркестра, демонстрация кинофильмов (или как говорили местные старички «светопреставления»), дружеские футбольные поединки.
В разбитые на побережье походные клубы ответныt визитs наносили местные жители, для которых приезд краснофлотцев являлся отдушиной в малознакомую и оттого еще более привлекательную городскую жизнь. Тут и там между моряками и местными жительницами возникали импровизированные диалоги:
- Вы обманываете, слышится приятный женский голос, — уедете и ищи вас.
- Будем переписываться.
- Мы неграмотные.
- По радио разговаривать будем
- Какой вы обманщик!
С окончанием летних лагерей корабли покидали рейд Лужской губы, оставляя на сойкинском берегу лишь постовиков – радистов, сигнальщиков, телеграфистов. Им приходилось помимо своей основной работы не прерывать контакты с местными жителями. Нередки бывали случаи, когда в зимнее время остававшиеся на постах связисты пешком преодолевали до полутора десятков верст по пояс в снегу, знакомя крестьянскую молодежь с жизнью страны. Многими кружками в деревнях руководили краснофлотцы, прикладывавшие большие усилия по ликвидации неграмотности. О том, какой отклик эта деятельность находила в крестьянской среде, говорит тот факт, что крестьяне иногда присылали своих ходоков, приглашая краснофлотцев к себе для обсуждения тех или иных вопросов.
Не будет преувеличением сказать, что визиты моряков всегда становились событием в несколько однообразной жизни крестьян. На встречи с краснофлотцами собирались не только жители крупных деревень (Ручьи, Вистино), но и других населенных пунктов Сойкинского полуострова (Валяницы, Андреевщина, Сойкино и т. д.). При этом у некоторых деревень были свои персональные шефы из числа экипажей конкретных кораблей. Шефы зачастую совмещали политико-просветительскую работу с трудовой помощью (электрификация деревень, ремонт сельхозтехники уборка камней с полей, корчевка кустарника, механический обмолот урожая, помощь в покосе и жатве, ремонт пожарных насосов и шлангов). Не забывали моряки и про культурную жизнь, привозя свежие газеты и литературу для красных уголков и изб-читальней.
Комментариев: 0