skip to Main Content
Первый православный храм Ораниенбаума

Первый православный храм Ораниенбаума

Обычно, гости Ораниенбаума, сойдя с электрички, спешат пересечь Привокзальную площадь, дабы насладиться великолепными видами местного дворцово-паркового ансамбля. Между тем, исторические районы непарадного Ораниенбаума также хранят в себе немало интересного. Это утверждение в полной мере относится к Троицкой слободе, где располагается Свято-Троицкая церковь — православный храм, ведущий свою историю от первой ораниенбаумской церкви.

Троицкая слобода. Церковь Святой Троицы. Ораниенбаум
Считается, что Троицкая слобода начала формироваться в середине 18 в. на землях бывших дач Голицыных , в то время фактически находившихся в распоряжении ораниенбаумской Домовой конторы
Троицкая слобода. Церковь Святой Троицы. Ораниенбаум
Среди прочего на землях слободы находилось городское Троицкое кладбище…
Троицкая слобода. Церковь Святой Троицы. Ораниенбаум
… а затем благодаря Елизавете Петровне появилась обновленная деревянная церковь…
Троицкая слобода. Церковь Святой Троицы. Ораниенбаум
… вместе с кладбищем «переехавшая» чуть западнее первоначального местоположения

Самые ранние сведения о Троицкой церкви в Ораниенбауме относятся к петровским временам. Так, в соответствующем разделе Историко-статистических сведений о Санкт-Петербургской Епархии сообщается: «В одной из галерей дома князя Меншикова (получившего в 1714 г. место бедной чухонской мызы, на котором возник Ораниенбаум) была устроена и в 1727 г. освящена церковь Пантелеймона, ставшая приходской для всего города. Несколько ранее в Ораниенбауме была особая приходская церковь во имя Св. Троицы… где она находилась и когда уничтожена – неизвестно». Архивные документы не сохранили сведений о точном местонахождении и времени возникновения ранней Троицкий церкви, равно как и о внешнем виде этой постройки. Однако это позволяет считать Троицкую церковь первой в истории Ораниенбаума.

Несмотря на скудность сведений, кое-какие выводы о местонахождении первого Троицкого храма сделать можно. Известно, что первоначально местное кладбище, у которого и располагалась ранняя Троицкая церковь, находилось у западной границы меншиковского имения, к северу от береговой дороги. Об этом свидетельствуют найденные в ходе строительства помещений для гвардейской инвалидной роты в начале 19 в. кости и остатки гробов. Возможно, там бы оно и оставалось, если бы не развитие Ораниенбаумского дворцово-паркового ансамбля, получившего импульс после восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны. Бывшее имение Меншикова было пожаловано ею великому князю Петру Федоровичу (будущем Петру Третьему), что предопределило повышенное внимание к формированию как самого ансамбля, так и плана городской застройки. В частности, близкое соседство кладбища с великокняжеским имением показалось для императрицы, боявшейся покойников, неприемлемым. Неудивительно, что довольно быстро последовал приказ перенести кладбище в другое место, «на полверсты от зданий роты и на одну восьмую версты от большой дороги, поближе к морскому берегу». Одновременно с этим было принято решение выстроить новую кладбищенскую церковь. К этому же моменту относятся архивные документы, в которых выражается намерение Петра Федоровича построить церковь во имя Живоначальной Троицы. Из них следует, что строительные работы были закончены к 18 июня 1757 г., а тремя днями позже вновь построенная деревянная цер­ковь была освящена. К этому моменту в Троицкой слободе уже проживало около тысячи человек, которые и составили приход храма. На протяжении почти ста лет вместе с Пантелеймоновской церковью Свято-Троицкая оставалась одним из двух ораниенбаумских храмов, где совершались богослужения.

Троицкая слобода. Церковь Святой Троицы. Ораниенбаум
Современный вид с павильона Катальной горки на бывшую территорию Троицкой слободы

Восшествие на престол Екатерины Второй продолжает эпоху расцвета Ораниенбаума. Помимо развития дворцового комплекса в слободе увеличивается количество ремесленников и мастеровых. В 1780 г. Ораниенбаум получает статус уездного города. Несколькими годами позднее был утвержден первый генеральный план Ораниенбаума. Застройка его становится с тех пор более плано­мерной. Постепенно растет количество домов и жителей. На этом фоне вполне естественной выглядит необходимость расширения местного кладбища и Троицкой церкви.

Согласно документам, перестройка церкви произошла в середине 1770-х гг. и представляла собой почти двукратное расширение площади храма, располагавшегося в северо-западной части Троицкой слободы. При этом, судя по сохранившимся планам, у западного фасада церкви располагалась бревенчатая звонница.

Троицкая слобода. Церковь Святой Троицы. Ораниенбаум
Фрагмент плана Ораниенбаума 1784 г., на котором видна группа построек Троицкой слободы. К этому моменту церковь уже переместилась несколько западнее
Троицкая слобода. Церковь Святой Троицы. Ораниенбаум
…зато деревянное, увенчанное шпилем церковное здание с отдельно стоящей открытой вышкой-звонницей хорошо просматривается на аксонометрическом плане Сент-Илера 1775 г.

На протяжении следующего полувека облик церковного здания не претерпевал серьезных изменений; справлялись лишь небольшие ремонты попечением местных жителей, как, например, в 1803 г., когда «…состоящая в ведении сей градской думы приходская при кладбище церковь Живоначальной Святой Троицы как в крыше и стенах по наружности, так и внутри до причине происходящей течи требует необходимого в нынешнем лете исправления, каковое на себя приемлют, по неимению в наличности церковной суммы, здешние доброхотные граждане»

В 1846 г. Святотроицкая церковь была перестроена, обзаведясь куполом и колокольней. Судя по всему, это было обусловлено ходатайством местных жителей, желавших видеть в храме постоянные богослужения, а не от случая к случаю.К этому моменту относится одно из первых описаний Ораниенбаума, подчеркивающее очаровательный характер местности и красоту видов, открывавшихся с павильона Катальной горки на прилегающие территории в целом и Троицкую слободу в частности:

Три стеклянные двери ведут из залы на открытую галерею, окружающую верхний этаж; эта галерея есть лучшая точка Ораниенбаумских видов: у ног ваших раскинута Троицкая слобода, состоящая из дворцовых оранжерей, казарменных зданий, двух-трех обывательских домиков и живописного кладбища, среди которого возвышается красивая церковь во имя Живоначальной Троицы; проходящая через слободу дорога теряется влево в глубине леса, из-за которого мелькает зеленая кровля: это очаровательное Рощинское, дача князя Дондукова-Корсакова, краса Ораниенбаумского поморья; вправо вдоль по морскому берегу тянется зеленая дуброва,— сквозь ветви Столетних дубов мелькает современный им Меншиковский канал, оканчивающийся пристанью; прямо перед глазами Кронштадт, грозный Палладиум нашей столицы; а вот и она сама, повитая пеленою туманов; обратите взоры налево.— Там необозримая равнина моря, равно очаровательного в блестящий день и в день ненастный… Любуясь этим всегда для меня восхитительным видом я и позабыл, что время пригласить вас взглянуть на скат познакомить вас с сущностью летнего катанья. Пройдя по открытой галерее верхнего этажа, мимо окон залы и мифологической комнаты, вы выйдете на просторную площадку, лежащую перед северным выступом; остановимся здесь на минуту, чтобы взглянуть на катальные колясочки хранящееся в особой каморе, у подножия лестниц, ведущих к вершине ската

Л. А. Кавелин «Очерки Ораниенбаума». 1847 г.

Троицкая слобода. Церковь Святой Троицы. Ораниенбаум
Первое сохранившееся до наших дней изображение Троицкой церкви. Иллюстрация к циклу статей Льва Кавелина «Очерки Ораниенбаума». 1847 г.

Внушительной вехой в истории кладбищенской церкви стал 1857 г., в котором произошло сразу два памятных события. Вначале местное сообщество праздновало столетие церкви. Накануне праздника, 20 июня в церкви были совершены панихиды по блаженной памяти императрицы Елизавете Петровны и по всем почившим на местном кладбище. На следующий день, в праздник самого столетия были совершены крестный ход из придворной церкви святого Пантелеймона, водосвятный молебен, божественная литургия, благодарственное молебствие и крестный ход обратно в придворную церковь. Завершение крестных ходов сопровождалось колокольным звоном в обеих задействованных в празднестве церквях.

Не менее знаменательным событием стало освящение 20 августа 1857 г. пристроенного к храму придела Святой Вассы. Этот придел был устроен на средства мещанина Василия Гурьянова в память о почившей супруге Василисе. Средства на возведение придела были получены по завещанию за счет имущества и собственного дома четы Гурьяновых. Кроме этих средств в вечное владение церкви был подарен двухэтажный деревянный дом, построенный в 1826 году ораниенбаумским мещанином Федотом Дорониным (впоследствии монахом Феодосием), который использовался как доходный.

События 1857 г. дали толчок к освоению прилегающей к храму территории. В 1861 г. при кладбищенской церкви было выстроено новое здание богадельни. Старое существовало здесь с 1818 г. и к концу 1850-х гг. изрядно обветшало, став больше похоже на убогую хижину. Усилиями энергичного и деятельного ораниенбаумского священника Гавриила Любимова, в ведении которого находилась богадельня, и с помощью великой княгини Елены Павловны была собрана необходимая сумма добровольных пожертвований, позволивших выстроить новое здание. Позднее богадельня была расширена за счет надстройки вторым этажом. К 1885 г. в нем содержалось 115 лиц. В 1890 г. при Свято-Троицкой ораниенбаумской богадельне была выстроена двухэтажная каменная баня. Примечательно, что Свято-Троицкий богаделенный дом длительное время не пользовался казенными средствами, а содержался исключительно на добровольные приношения благотворителей.

Сама же церковь к концу 19 в. несмотря на статус действующей неожиданно осталась без собственного прихода. Не в последнюю очередь это было обусловлено появлением в городе новых культовых сооружений. Далеко в прошлом остались те времена, когда на весь Ораниенбаум приходились лишь Святотроицкая и Пантелеймоновская церкви. Во второй половине 19 в. их число пополнили церковь Св. Спиридона и Св. Архистратига Михаила, ставшая впоследствии собором. Судя по всему, отпала необходимость постоянных богослужений в кладбищенской Троицкой церкви, что, однако, не помешало ее дальнейшему развитию.

К этому моменту относится сделанное в «Историко-статистических сведениях…» описание храма:

Церковь Троицы деревянная, в русско-византийском вкусе. Она находится в роще, в которой двух и трёхсотлетние сосны придают кладбищу весьма красивый вид. Церковь покрыта железом, окрашена медянкою, кресты и главы позолочены...

В храме св. Троицы замечательны: 1) местная питии св. Троицы с 11-ыо венчиками червонного золота и с частицами мощей Антония Римлянина… 2) Икона Тихв. Божией Матери, копия с чудотворной, сделанная еще в 1745 г. У жителей города она слывет за чудотворную; 3) Икона Толгской Вож. Матери, писанная в 1752 г.; 4) Икона Казанской Воплей Матери, с «деяниями». 5) Сребропозлащенный крест, пожертвованный Александром Павловичем Яковлевым. В нем находятся частицы св. мощей многих Апостолов, святителей, священномучеников. Крест помещается за правым клиросом, в ореховой рамке, за стеклом.

Церковь св. Троицы, как бесприходная, не имеет ни причта, ни церковных ведомостей. Она приписана к Пантелеймоновской церкви и, вместе с ней, подчинена духовнику Его Величества.

При церкви Св. Троицы находятся: 1) деревянный одноэтажный дом для сторожа и просвирни; 2) деревянный, двухэтажный, с таковым же флигелем дом и, при нем 3397 кв. сажень, земли, примыкающей к кладбищу. Дом этот куплен вместо дома, находившегося в городе и пожертвованного, в пользу церкви, мещанином Дорониным, впоследствии монахом Феодосием 3) Часовня в городе на большом проспекте, устроенная для сбора подаяний на украшение храма св. троицы

Со времени основания и до 1895 года церковь Святой Троицы была приписана к уже упоминавшейся Дворцовой Пантелеймоновской церкви г. Ораниенбаума. После перевода городских церквей в епархиальное ведомство храм с 30 марта 1895 г. был отнесен к Ораниенбаумскому собору Святого Архистратига Михаила.

По состоянию на 1897 год к Троицкой кладбищенской церкви были приписаны три часовни: каменная, подле церкви, во имя Святителя Николая Мирликийского Чудотворца, которая служила покойницкой; каменная, в центре города, во имя Спасителя, перед которой ежегодно 8 июля после крестного хода вокруг города совершалась благодарственное молебствие в память избавления города от холеры в 1831 и 1848 гг.;  деревянная, в городском саду, во имя Преподобного Арефы, Печерского Чудотворца, построенная ораниенбаумским дачевладельцем И.М. Вишняковым почти исключительно на его средства. Церкви также принадлежали две деревянные дачи с десятиной земли, купленные с Высочайшего разрешения по указу Святейшего Синода от 18 декабря 1881г., и сдававшиеся летом внаем.

Отсутствие постоянного прихода не сказывалось ни на атмосфере во время богослужений, ни на популярности храма серди горожан. В частности, богомольцы, посещавшие пасхальную заутреню, были заворожены неизгладимым впечатлением. Уже издали мелькали на темном фоне сотни разноцветных огоньков. При приближении к кладбищу его ворота, сама церковь и дорога от ворот к церкви иллюминировались стеклянными фонариками. У ворот кладбища теснились городские экипажи, а внутри храма разливался аромат тонких духов. С клироса доносилось стройное пение молодых детских голосов, исполнявших «Ангел вопияше» и концерт «Да воскреснет Бог». Немало молящихся в храме было и в день поминовения усопших, посещавших литургию о. Андрея Лебединского при дьяконе и сопровождавшуюся стройным пением хора девочек — учениц женского городского училища.

Троицкая слобода. Церковь Святой Троицы. Ораниенбаум
«Церковь св. Троицы деревянная, в русско-византийском вкусе она находится в роще, где имеются двух- и трехсотлетние сосны, придающие кладбищу весьма красивый вид». Источник: «Лавры, храмы, монастыри». 1909 г

Именно сохранявшаяся среди местного сообщества популярность постепенно ветшавшей деревянной кладбищенской церкви поставила на повестку дня вопрос об очередной перестройке храма. На этот раз решение было выбрано радикальное: возвести новую каменную церковь выбрав, для этого место в нескольких сотнях метров к юго-востоку от старого храма. Согласно предложенному проекту новая церковь должна была расположиться вне территории кладбища, по другую сторону старинной аллеи, ведшей к деревянной церкви, т. е. ближе к зданию богадельни и дороге на Ораниенбаум.

Автор проекта, молодой архитектор Игнат Платонович Горленский, положил в основу редкую для православных храмов базиликальную схему, вызванную необходимостью максимально увеличить объем храма и одновременно удешевить постройку. Церковь была спроектирована сразу в три придела на тот случай, если в одном из боковых приделов стоит гроб, то чтобы молящиеся могли бы находиться в главном приделе и другом боковом приделе и не испытывать неприятного стеснения от присутствия покойника. Согласно проекту, церковь могла вместить до 700 богомольцев, а строить ее предполагалось на добровольные пожертвования.

Троицкая слобода. Церковь Святой Троицы. Ораниенбаум
Св. Троицкая церковь в Ораниенбауме. Проект И.П. Горленского. Журнал Зодчий, 1903 г. №48

В ходе возведения храма в проект И.П. Горленского были внесены некоторые изменения, как в архитектурном, так и в техническом от­ношениях.  Инициатором корректировок выступил причт Ораниенбаумской церкви, в основе ходатайства которого лежало стремление к упрощению фасадов и глав церкви. В частности, было предложено сократить высоту шатра колокольни, упростить формы и конструкций главок и их оснований, отказаться от открытых стропил и галерей-хоров на западной стене центрального придела, сократить и упростить элементы наружного и внутреннего декора. Данные изменения относительно первоначального проекта были вызваны трудностями со сбором пожертвований на строительство церкви, а также попыткой сэкономить будущие расходы на отопление возводимого храма. В результате церковь оказалась не столь не столь стройна и изыскана по силуэту колокольни, не слишком богата на внешние изящества, однако в целом основная идея проекта Горленского была реализована на практике.

Троицкая слобода. Церковь Святой Троицы. Ораниенбаум
Крест со святыми мощами, пожертвованный А.П. Яковлевым в церкви св. Троицы на кладбище в Ораниенбауме. Источник: «Лавры, храмы, монастыри». 1909 г.

В местных изданиях постоянно помещались заметки о ходе строительства новой кладбищенской церкви, закладка которой была совершена 18 мая 1903 г. Так, в одном из июньских номеров газеты «Котлин» сообщалось, что «…в настоящее время храм этот покрыт крышей, которая настилается железом. Над алтарем устроен уже остов небольшого сравнительно купола, колокольня же еще не возведена. Входных дверей будет три: главная и две боковых. Такая быстрая постройка дает возможность предполагать, что к 1905 г. состоится его освящение, что очень радует жителей города».

Троицкая слобода. Церковь Святой Троицы. Ораниенбаум
Каменная Свято-Троицкая церковь стала одной из первых самостоятельных работ И.П. Горленского. Журнал Зодчий, 1903 г. №48

И позднее на страницах газет не раз упоминались церковные праздники, отмечавшиеся под сенью ораниенбаумских церквей. Особенно торжественным были престольные праздники, привлекавшие не только местных жителей, но и массу приезжей публики. Так, в 1908 г. на Троицын день пришлось увеличить число пароходных рейсов из Кронштадта, дабы все желающие смогли посетить ораниенбаумское кладбище. В такие дни оба храма были заполнены богомольцами, в церквях по обыкновению служилось всенощное бдение с литией, благословением хлебов, вина и елеепомазанием. Похожая картина повторялась и в дни других церковных праздников – Родительскую субботу, дни явления иконы Тихвинской Божьей Матери и Казанской Божьей Матери, причем в последних двух случаях службы сопровождались крестным ходом к придворной церкви, после чего, посетив ряд присутственных городских мест, торжественное шествие возвращалось на городское кладбище.

Троицкая слобода. Церковь Святой Троицы. Ораниенбаум
Итоговый вариант каменного храма оказался не столь эффектным как предусматривалось проектом И.П. Горленского, однако меньшей популярностью среди горожан церковь от этого не пользовалась. Открытка издателя А. Графа, 1910-е гг.

О том, как выглядел комплекс кладбищенских церковных построек (в общей сложности 13 единиц), дает хорошее представление страховое описание от 1910 г.:

Свято-Троицкая церковь – деревянная на каменном фундаменте, снаружи обшита тесом и покрашена масляной краской, внутри оштукатурена.

Длина церкви, считая и колокольню, 12 с. 1 аршин, наибольшая ширина 5 сажень 1 арш. Высота до верха карниза 2 сажени, на церкви имеется две небольшие главы. Больших окон 17, малых – 16. Дверей наружных створчатых 2, внутренних – 4.

Иконостас длиной 3 с. 8 верш., высотой 1,5 саж. 6 верш.  оценен в 2 000 рублей.

Иконостас с северной стороны высотой 4 арш. 2 в. длиной 3 с. 2 арш. Оценен в 1 000 рублей.

Церковь отапливается двумя круглыми железными печами. Колокольня в 3 яруса общей высотой до верха карниза 7 саж.

Ближайшая к церкви постройка церковный жилой дом находится на расстоянии 18 саж. Церковь построена в 1757 г. строение ветхое. Оценка вместе с иконостасами и колокольней.

Св. Троицкая церковь каменная, внутри оштукатурена.

Церковь отапливается 4 изразцовыми печами. Колокольная в два яруса, общей высотой до верха карниза 7 саж. Ближайшая к церкви постройка – церковный дом находится с западной стороны на расстоянии 10 саж. Церковь построена в 1904 г. оценена вместе с иконостасом и колокольней.

Часовня на кладбище – каменная, крытая железом, снаружи и внутри оштукатурена, крыша крашена масляной зеленой краской. Длина часовни 2 саж., ширина 1 с. 2 арш., высота до верха карниза 1,5 саж. Имеет два окна и одну дверь

Дом настоятеля с мезонином и подвальным жилым помещением, снаружи обшит тесом и покрыт масляной краской, внутри оштукатурен. Печей русских 1, железных плит 2, изразцовых 1, круглых железных 2. При доме имеется терраса рамчатая стеклянная, парадные сени, дощатые сени. Дом построен в 1880 г., строение сохранилось хорошо.

Дом-дача двухэтажный деревянный на каменном фундаменте, снаружи обшит тесом и покрашен, внутри оштукатурен. Дом построен в 1880 г., строение сохранилось хорошо.

Дом-прачечная каменный, внутри оштукатурен

Дом-флигель деревянный на каменном фундаме6нте, строение ветхое

Конюшня бревенчатая, крытая дранью, с дощатым полом и потолком

В 1913–1914 гг. на свет появился проект очередной перестройки ораниенбаумской Троицкой церкви, по которому подлежали переустройству венчающие части здания. Над существующим храмом, остававшимся без изменений, предполагалось возведение высокого шатра колокольни, а также пятиглавия вместо одной скромной главки, сооруженной над основным храмовым помещением в 1904 году. Судя по всему, к этому моменту удалось собрать необходимые средства для перестройки храма, которых не хватило десятилетием ранее. Однако этот проект остался лишь на бумаге; очевидно, он был отложен из-за начавшейся Первой мировой войны.

Троицкая слобода. Церковь Святой Троицы. Ораниенбаум
Проект устройства шатра и пятиглавия кладбищенской церкви в Ораниенбауме. Генеральный план. Источник: ЦГИА Ф.256 Оп.31 Д. 514 Л.11 об.

Революционные события стали по-настоящему катастрофическими для многих культовых сооружений. Не стал исключением и дуэт ораниенбаумских кладбищенских церквей. Первой жертвой новых порядков пал старинный деревянный Троицкий храм. Еще в начале 20 в. его состояние характеризовалось как ветхое несмотря на периодически проводившиеся в нем ремонтные работы. За прошедшие два десятилетия ситуация усугубилась, что привело в 1927 г. к обвалу главного помещения деревянной церкви и последовавшему вслед за этим ее официальному закрытию. Несмотря на это, в храме изредка все еще проводились молитвенные собрания.

Троицкая слобода. Церковь Святой Троицы. Ораниенбаум
Решение о закрытии и сносе деревянной церкви было принято не с первого раза. Протокол заседания Президиума ЛенОблисполкома. Июль 1930 г.

К этому моменту часть церковного имущества была перенесена по соседству в каменную церковь, а другая часть, имевшая художественное значение, была принята Государственным Русским музеем. Среди оприходованных ценностей оказались иконостас деревянного храма работы середины 18 в., икона Святой Троицы в деревянной резной бронзированной раме с инициалами Е.П.; икона Константина и Елены с крестом; пять финифтяных образков в киоте; шитые изображения трех святителей в рост в овальной раме и ряд других предметов. Окончательным приговором для деревянного храма стало мнение Ораниенбаумского Горсовета о возможности сноса храма ибо «никакой исторической ценности церковь из себя не представляет и представителем Русского музея все ценности уже взяты на учет… Чувства верующих не являются задетыми, так как существует новая каменная церковь в 6–10 саженях от деревянной». В результате Постановлением Президиума Ленинградского Окружного Исполкома разборка церкви была разрешена, что и произошло   в 1931 г. Так завершил свое существование деревянный кладбищенский храм времён Елизаветы Петровны.

Несколько иначе сложилась судьба каменной церкви. Ее здание было передано церковной двадцатке, сформированной из числа местных прихожан. Отдаленность от города, вкупе с расположением на кладбище привели к тому, что Святотроицкая церковь действовала дольше других городских храмов. Службы в ней проводились вплоть до второй половины 1930-х гг., пока в 1939 г. церковь не была закрыта окончательно и приспособлена под киноклуб.

В послевоенные годы в ней помещались различные организации, а само церковное здание «обросло» пристройками. Лишь в 1994 г. здание было возвращено верующим, однако речь о немедленном восстановлении не шла. Каменный храм медленно разрушался до тех пор, пока уже в новейшее время не был образован приход и начаты аварийно-восстановительные работы. И уже сегодня невооружённым взглядом видны плоды трудов неравнодушных людей по восстановлению церкви Святой Троицы, находящейся на пути к возрождению своего былого величия.

Троицкая слобода. Церковь Святой Троицы. Ораниенбаум
Возрождение приходской жизни Троицкой церкви началось в 2006 году…
Троицкая слобода. Церковь Святой Троицы. Ораниенбаум
…и с тех пор немало сделано для возрождения старинного храма и обустройства прилегающей территории
Share

Комментариев: 0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back To Top