Историческим обществом Ямбурга-Кингисеппа выпущен в свет третий номер Альманаха «Малая Родина». В отличие от своих…
Позабытый страж Кургальского мыса
В ходе путешествий вдоль южного побережья Финского залива можно встретить немало напоминаний о масштабном военно-морском строительстве, развернувшемся в межвоенный период. Некоторые военные объекты уцелели достаточно хорошо и служат местом паломничества любителей отечественной военной истории и фортификации; сведения же о других весьма скудны, а их удаленность от проторенных путей делает их не слишком популярными среди посетителей. Один из таких полузабытых объектов можно найти в северной части Кургальского полуострова. Здесь, на краю горного кряжа в зарослях травы и кустарника прячутся остатки стационарной артиллерийской батареи, получившей название «Батарея 212».
Появление целой череды объектов береговой обороны на южном побережье Финского залива относится к 30-м годам прошлого века. Напомним, что после утраты Россией прибалтийского и финского побережий Балтийский флот лишился не только свободы маневра, оказавшись запертым в восточной части Финского залива, но и внушительного количества морских баз и береговых батарей. В этих условиях достаточно остро встал вопрос об основном районе размещения флота. После всестороннего изучения южного побережья выбор пал на Лужскую губу, по своим свойствам достаточно хорошо подходившую для базирования крупных корабельных соединений.
Однако определиться с выбором места для строительства военно-морской базы – это лишь полдела. Необходимо было обеспечить всестороннюю защиту флота от атак противника, что во многом определялось наличием достаточно мощных береговых батарей.
Принятию решения о размещении военных объектов береговой обороны предшествовала комплексная рекогносцировка южного побережья Финского залива, проведенная в конце 20-х годов на участке от Лоцманской гавани в районе поселка Лебяжье до западной границы с Эстонией. Одним из выводов рекогносцировочной партии стала необходимость сооружения стационарных батарей на сухопутных выступах, оформляющих Лужскую губу – на севере Кургальского полуострова и мысе Колгомпя («Батарея 211»). При этом в случае с кургальской батареей дополнительными аргументами в пользу ее строительства стали необходимость прикрытия пролива Хайлода, а также организация обороны стоянки торпедных катеров в Липовском озере, которая также предполагалась к строительству в 30-е годы.
Неудивительно, что одним из первых объектов, построенных в соответствии с выводами рекогносцировочной партии, стала артиллерийская батарея на Кургальском мысе, которую впоследствии предполагалось дополнить другими стационарными артиллерийскими позициями на полуострове. Более того, первоначальными планами батарею предполагалось сделать башенно-стационарной. Однако в связи с изменившимися планами, связанными со ставкой на развитие железнодорожной артиллерии, было принято решение отказаться от подобного дорогостоящего строительства. Вместо этого к 1932 году на Кургальском мысе была построена открытая береговая установка, представлявшая собой батарею из трех 6-дюймовых орудий системы Канэ.
К середине 30-х годов становится очевидной устаревшая материальная база стационарных артбатарей, прикрывавших Лужскую губу. В этой связи было принято решение перестроить и перевооружить 152 мм стационарные батареи на Курголово и Колгомпя на 130 мм орудия с одновременным изменением директрис их стрельбы.
В начале 1936 года было составлено тактическое задание на переоборудование обеих батарей. Согласно документу существовавшие к этому моменту открытые временные батареи подлежали перестройке на долговременный тип с установкой на них 130 мм орудий дальностью стрельбы 125-130 кабельтовых с ручным горизонтальным и вертикальным наведением и директрисой стрельбы 350 градусов. Предусматривалось наличие ПУАО с азимутальной наводкой. Погреба на батареи сооружались вместимостью 350 выстрелов на орудие. Расчет личного состава предусматривал штат на 9 человек начсостава, 28 человек младшего начсостава и 105 краснофлотцев. Дом начсостава предлагалось построить к северу от дороги, связывавшей деревни Липово и Курголово. Новые же постройки казарменного городка были вынесены к югу от батареи по дороге на деревню Вейно.
В дальнейшем все вопросы, касающиеся двести двенадцатой батареи, были переданы под эгиду «Строительства № 36». В частности, предстояло завершить работы, касающиеся гидроизоляции, воздухоснабжения батареи, подачи боеприпасов, маскировки и оборудования дальномерного поста. Эти и другие работы по обустройству батареи фактически проводились вплоть до 1940 года, когда «Строительство № 36», отвечавшее за возведение военных объектов на Кургальском полуострове, было ликвидировано в связи с выполнением поставленных задач.
В результате к 1940 году модернизированная «батарея 212» вступила в строй, войдя в состав 21-го отдельного артиллерийского дивизиона Лужского сектора Кронштадтской ВМБ. А в сентябре того же года в ходе расформирования Лужского сектора 21-й артдивизион, а вместе с ним и 212-я батарея были переданы в состав Кронштадтского сектора береговой обороны.
В ходе Великой Отечественной войны батарее, как и другим объектам кингисеппского взморья, не удалось раскрыть в полной мере свой потенциал. Наряду с прочими сооружениями береговой обороны Балтийского флота, опоясывавшими Лужскую губу, она была взорвана отступавшими советскими войсками, предварительно демонтировавшими находившиеся на ней орудия.
После войны развитие новых видов вооружений сделало невостребованным восстановление объектов береговой обороны на южном побережье Финского залива в прежних масштабах. Тем не менее, напоминания о некоторых из них можно найти и сегодня, гуляя по заповедным местам Кургальского полуострова.
Комментариев: 0