Если бы в Кронштадте проводился конкурс на звание самой театральной улицы, то таковой смело можно…
Непокоренный крепостной собор
Каждый, кто бывал в Кронштадте, наверняка посещал знаменитый Морской собор. Будучи архитектурной доминантой острова, он виден издалека. Между тем, интересную историю хранят и другие городские храмы. Чтобы в этом убедиться, нам потребуется минут пятнадцать неспешной ходьбы от Якорной площади по проспекту Ленина (Николаевскому проспекту). Здесь, на углу с Владимирской улицей, в окружении тенистых деревьев располагается еще одна знаковая православная святыня города – собор Владимирской иконы Божией Матери.
Своими корнями история храма уходит в далекие 1730-е годы. Именно тогда на острове Котлин появилась первая церковь, освященная в честь Владимирской иконы Божией Матери. Изначально церковь являлась гарнизонной, к которой были приписаны ряд расквартированных на острове полков.
Главной церковной реликвией являлась чудотворная Владимирская икона, написанная маслом на металле и украшенная позолоченной медью. К середине 30-х годов, когда было завершено строительство первого деревянного храма, икона получила киот, украшенный камнями.
К середине 18 века построенная церковь начала ветшать и с помощью добровольных пожертвований прихожан была заменена на новую. Подобная процедура повторилась впоследствии на рубеже 18-19 веков, однако в целом внешний облик деревянного храма не менялся.
В 20-е годы девятнадцатого века в жизни Владимирской церкви произошел новый поворот: согласно предложению Святейшего Синода крепостные и гарнизонные церкви были переданы из епархиального в военное ведомство. В результате в 1827 году Владимирская гарнизонная церковь перешла в ведение обер-священника армии и флотов, а в 1839 году ее перевели в военное Инженерное ведомство. Постепенно на церковной территории формировался и ансамбль хозяйственных построек, усилиями военных команд была возведена деревянная часовня.
Несмотря на регулярные ремонты, деревянный храм раз за разом ветшал, ставя на повестку дня вопрос о возведении новой каменной церкви. К тому же, храм оказался тесен для все возрастающего количества крепостного гарнизона. Помещение могло вместить в себя около пятисот человек, в то время как в середине 19 века численность крепостного гарнизона превышала четыре тысячи человек, не считая офицеров и их семей. В связи с этим в конце 1872 года последовало предписание Главного инженерного управления о разработке проекта на постройку просторной каменной церкви. Такой проект был разработан архитектором Xристианом Ивановичем Грейфаном и утвержден в августе 1874 года.
Строительство самого здания началось в мае 1875 года и было завершено к началу 1877 года. Отделочные же работы заняли куда больше времени и продолжались вплоть до 1882 года. К тому моменту новый храм был торжественно освящен Главным священником армии и флотов протоиереем П. Е. Покровским.
В октябре 1888 года в подвальном этаже собора был освящен северный престол в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». А двадцатью годами позже храм обзавелся приделом с южной стороны, освященным во имя святого Николая Качанова, Новгородского чудотворца — небесного покровителя великого князя Николая Николаевича (младшего), бывшего с 1905 года командующим войсками гвардии и Петербургского военного округа. В промежутке между этими датами произошло еще одно важное событие: в 1902 году приказом по военному ведомству гарнизонная церковь Владимирской иконы Божией Матери была наименована собором. Собор имел важное значение для Кронштадта, являясь полковым храмом для всех сухопутных воинских подразделений крепости. Причт совершал требы для всех чинов гарнизона, выезжая на форты и отдаленные острова. К собору были приписаны церковь военно-морского участка кладбища и церкви на фортах. Будучи главным храмом сухопутного гарнизона крепости, Владимирский собор был избран местом хранения знамен воинских частей.
Во Владимирском крепостном соборе 23 июня было празднование престола во имя Сретения иконы Пресвятой Богородицы Владимирской. В этот день настоятелем собора протоиереем о. Василием Корольковым соборно со священниками военных церквей, в сослужении с дьяконами перед литургией было совершено молебствие с водоосвящением. Собор был полон молящимися. Пение соборного хора отличалось стройностью и хорошим исполнением, особенно хорошо были пропеты «Херувимская номер 9 Ломакина», «Верую», «Тебе поем» Чайковского, и концерт «Живый в помощи».
По окончании литургии было совершено соборное молебствие с коленопреклонением и провозглашением многолетия Государю Императору и «вечной памяти на войне убиенным и в море погибшим за веру и отечество воинам». Богослужение окончилось провозглашением многолетия Православному Христолюбивому Победоносному воинству… и благотворителям храма».
Газета Котлин, 1904 год
Вновь построенный храм стал не только главным храмом сухопутного гарнизона, но и одной из архитектурных доминант Кронштадта. Его колокольню и главы были хорошо видны с дальних точек Невского фарватера…
Революционные события уготовили Владимирскому собору тяжелые испытания. Уже в 1918 году храм лишается статуса гарнизонного и становится приходским. Управление берет на себя церковная двадцатка, выбранная местными прихожанами, которая принимает на себя ответственность за проведение богослужений и содержание самого здания храма.
Двадцатые годы стали последним относительно спокойным временем в истории Владимирского собора на долгие годы. Был осуществлен косметический ремонт собора и часовни, проводились крестные ходы. Богослужения зимой проходили в нижнем отапливаемом храме, а в апреле переносились в верхний храм. Однако постепенно нарастало зловещее и неумолимое дыхание скорых перемен.
В стране властями был взят курс на постепенное ужесточение своего отношения к религии. Не стал исключением и Кронштадт. С завидной регулярностью в местных газетах стали появляться многочисленные статьи, требующих прекратить богослужения и колокольный звон, закрыть городские церкви и соборы как «очаги мракобесия».
Первой жертвой антирелигиозной вакханалии пал легендарный Морской собор, закрытый в конце 1929 года. А в феврале 1930 года на Соборной площади были устроены антирелигиозная демонстрация и митинг по случаю снятия колоколов с Морского собора. Митинговавшие приняли резолюцию о немедленном прекращении колокольного звона, снятии колоколов со всех кронштадтских церквей и передачи их промышленности; закрытии Владимирского собора… снятия и передачи промышленности церковных и металлических крестов с кладбищ и часовен». Но поскольку число верующих в городе все еще оставалось внушительным, требовалось получить формальный повод для окончательного закрытия собора. Им стало временное сокращения состава церковной двадцатки, вызванное репрессиями и гонениями священнослужителей. В результате в феврале 1931 года власти приняли решение закрыть собор.
Были прекращены богослужения, колокола и церковная утварь сданы в металлолом. Само же здание было передано рабочему кооперативу под склад, где впоследствии стали хранить продукты. Судьба же главной храмовой иконы так и осталась неизвестной.
Годы войны стали тяжелым испытанием как города и его жителей, так и для собора, не раз страдавшего от попадания вражеских снарядов. Однако самые чудовищные потрясения были еще впереди. Вначале была предпринята попытка снести храмовую колокольню, «мешавшую» устройству спортивного комплекса. А в 60-е годы собор трижды (!) пытались подорвать по краям, в стремлении «убрать вычурные архитектурные силуэты». Неизвестно как бы сложилась его судьба, если бы результатами взрывов не стали трещины в фундаментах соседних зданий. В результате храм в полуразрушенном состоянии был заброшен на долгие три десятка лет, оставаясь немым укором забывшим историю потомкам…
К концу 80-х годов уцелевшие храмы коронного города являли собой печальную картину. Одни, как Владимирский собор, стояли в руинах, другие, как Морской собор, были превращены в помесь музея и кинотеатра. Иные, как Андреевский храм, вообще были стерты с лица земли. Фактически в городе не было ни одного действующего храма, ни одного пригодного для богослужения церковного здания. Но к этому моменту в обществе уже набирало силу тенденция к возрождению православия и стремлению восстановить уцелевшие святыни.
В 1989 году в Кронштадте была зарегистрирована первая православная община, взявшаяся за тяжелый труд – восстановление Владимирского собора. Поначалу пришлось проводить консервационные работы для предотвращения дальнейших разрушений. Лишь к концу 90-х годов удалось открыть нижний храм, освященный, как и до революции, во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Полная реставрация собора была завершена уже в новейшее время, и сейчас посетители Кронштадта могут оценить во всей красе Владимирский крепостной собор – памятник архитектуры федерального значения, ставший первой возрожденной из руин православной святыни Кронштадта.
Комментариев: 0