Постепенно завершаются наши путешествия по старинным фотографиям в текущем году. На это раз мы отправляемся…
Непотопляемый корабль революции
Если вам доведется прогуливаться по ораниенбаумскому пирсу, любуясь панорамой Финского залива, обязательно обратите внимание на памятный знак в форме корпуса корабля. Именно здесь, неподалеку от военной гавани Ораниенбаумского порта, Великая Отечественная война застала легендарный крейсер «Аврора».
К моменту начала боевых действий легендарный корабль уже не отвечал современным требованиям. Еще в середине 30-х годов был признан нецелесообразным ремонт крейсера, существенно уступавшим вводившимся в строй современным аналогам. В результате по окончании летней кампании в сентябре 1940 года корабль был отбуксирован в Ораниенбаумский порт и пришвартован у восточной гавани стенки, где служил в качестве тренировочной базы для курсантов военно-морского училища им. М.В. Фрунзе. Казалось, не за горами тот момент, когда легендарный крейсер революции будет исключен из состава флота. Но судьба распорядилась иначе…
На момент начала войны на борту корабля находилось более 300 человек личного состава и 300 курсантов училища имени Фрунзе. Практически все они приняли участие в митинге, прошедшем на верхней палубе корабля. Дав клятву защитить Родину и сохранить легендарный корабль, один за другим начали уходить на фронт отряды курсантов и моряков команды крейсера. Туда же постепенно отправлялось снимаемое с корабля артиллерийское вооружение. Вскоре на борту корабля осталась небольшая команда, на плечи которой была возложена тяжелейшая задача – сохранить легендарный крейсер. Но сделать это оказалось исключительно тяжело. Если поначалу «Аврора» подвергалась эпизодическим налетам вражеской авиации, то с приближением фронта к южному побережью Финского залива корабль стал объектом систематического и прицельного обстрела неприятельской артиллерии. Особенно тяжелым стало положение корабля после захвата вражескими войсками Стрельны и Петергофа.
Уже 16 сентября 1941 года волны вражеских самолетов атаковали Ораниенбаум. В борьбу с ними включились два остававшихся на корабле артиллерийских орудия и зенитный пулемет. Пятью днями позже крейсер подвергся комбинированному артиллерийскому и авиационному налету, и с тех пор это стало повседневными суровыми буднями для немногочисленной команды. Отражение атак противника сменялось устранением повреждений. В один из дней вражеский снаряд пробил носовую дымовую трубу, палубу полубака, верхнюю палубу и разорвался в кубрике батарейной палубы, вырвав часть левого борта. Через образовавшуюся пробоину стал поступать вода, быстро заполняя машинный отсек. Завалившись на борт, крейсер перекрыл бы вход в военную гавань, используемую для снабжения Ораниенбаумского плацдарма. На фоне непрекращающегося обстрела моряки сумели открыть кингстоны противоположного борта, посадив крейсер на грунт, предотвратив тем самым его затопление. Как отмечал в своих воспоминаниях трюмный машинист старшина 2-й статьи Н.А. Кострюков, «…Открыл кингстон с индикаторной площадки. Спустился вниз в машину, открыл разобщительный клапан … вода хлынула с большим давлением. К вечеру 1 октября корабль встал на грунт на ровный киль… Батарейная палуба, верхняя и полубак остались незатопленными и корабль продолжал жить своей жизнью и считался как боевая единица. Шёл своим чередом подъём и спуск флага, гюйса, а личный состав выполнял задачу по обороне входа в Ораниенбаумскую гавань по восточному пирсу и (зимой) по льду с залива на берег» .
К этому моменту положение немногочисленной команды (всего 21 человек) «Авроры» еще более осложнилось. На корабле не было света и пара. С наступлением морозов жить приходилось в сооруженных на берегу землянках. Но и в этот момент моряки продолжали нести вахту у оставшейся орудийной установки и у Краснознаменного военно-морского флага.
Досталось однажды и флагу корабля. Летом 1943 года при очередном обстреле он был сбит осколком вражеского снаряда. Усилиями краснофлотца Арсения Волкова флаг был вытащен из воды и вновь поднят над крейсером. За этот поступок краснофлотец был награжден медалью «За отвагу».
Еще не закончилась война, а уже летом 1944 года «Аврора» была поднята с грунта и в декабре того же года крейсер был отбуксирован в Ленинград. Побывав в руках опытных корабельных строителей, легендарный корабль занял свое место на Петроградской набережной. Так завершилась боевая служба крейсера революции и началась новая эпоха – музейная.
С момента окончания войны прошло три десятка лет. 28 сентября 1975 г. в Ломоносове недалеко от места стоянки легендарного крейсера был открыт памятный знак «Причал». Символический нос корабля, из клюзов которого спадают якорные цепи. На правом борту прикреплена мраморная доска с текстом: «Здесь в 1941-1944 гг. стоял легендарный крейсер «Аврора». Стоял и сражался, став одним из символов мужества защитников Ораниенбаумского плацдарма.
Удивительно! Впервые узнаю, что крейсер «Аврора» участвовал в Великой Отечественной войне, а не только в Революции 1917-го.