Если бы в Кронштадте проводился конкурс на звание самой театральной улицы, то таковой смело можно…
Помни войну!
24 июля 1913 года Кронштадт встречал многочисленных гостей. И не просто обычных визитеров, а высших правительственных чинов и чинов военно-морского министерства. Здесь можно было встретить главу Морского министерства адмирала И. К. Григоровича, петербургского губернатора А В. Адлерберга, председателя кабинета министров В. Н. Коковцева, главного командира порта и военного губернатора Кронштадта вице-адмирал Р. Н. Вирена, военных атташе иностранных государств.
Не осталась в стороне и царская семья. У Петровской пристани для встречи Его Величества построился почетный караул со знаменным флагом и хором музыки от учебного судна «Петр Великий»; здесь же находилась депутация от Кронштадтского городского общественного управления. На Кронштадтских рейдах расположились, для участия в торжестве Императорская яхта «Полярная Звезда» и суда Балтийского моря. По пути Высочайшего следования, от пристани до площади, были выстроены шпалерами по одну сторону команды судов, стоящих на Кронштадтском, рейде, a по другую—войска местного гарнизона и учащиеся учебных заведений.
В половине двенадцатого часа утра к пристани подошла императорская яхта «Александрия», на которой прибыл из Нового Петергофа Николай Второй с членами семьи. После короткого приветствия император в открытом экипаже проследовал под звуки гимна к недавно освященному Морскому собору, восторженно приветствуемый кликами «ура». Здесь его уже ожидали многочисленные гости, а также торжественно выстроенные части войск местного гарнизона, сводная рота Морского корпуса, Морского инженерного училища и рота школы юнг, выстроенных около памятника. Всем хотелось присутствовать при долгожданном событии – открытии памятника выдающемуся русскому флотоводцу Степану Осиповичу Макарову.
После обхода фронта Его Величеством из Морского собора, при звуках «Коль славен» и колокольном звоне, вышел к памятнику крестный ход. Протопресвитером военного и морского духовенства Шавельским в сослужении местного духовенства и духовенства судов, стоящих на рейде, было совершено торжественное молебствие.
Под звуки «Вечной памяти» Император, а вслед за ним и все присутствовавшие опустились на колени. В этот момент завеса, закрывающая памятник, спала и взорами, всех присутствовавших открылся предстала величественная бронзовая фигура адмирала в наглухо застегнутом плащ-пальто, в низко надвинутой фуражке, со вскинутой левой рукой, будто бы указывающей путь. Войска, по команде, отдали памятнику установленную честь, а с судов, стоящих на рейде, был произведен салют.
При окроплении памятника святой водой император и великие князья обошли вокруг памятника и обозревали его. Когда крестный ход удалился в собор, многочисленными депутациями были возложены к подножию памятника венки. Пообщавшись со вдовой и сыном покойного адмирала, Николай Второй пропустил затем мимо себя церемониальным маршем части войск, расположенные у памятника.
После августейших особ настал черед делегаций, возложивших около тридцати венков к подножию памятника. Каких только надписей на них не было! Здесь были венки из живых цветов с национальными лентами от императора Германии Вильгельма Второго, от Санкт-Петербурга и Кронштадта, Морского генерального штаба и морских сил Балтийского моря, гвардейского экипажа и 1-го Балтийского флотского экипажа, крепостного гарнизона и броненосца «Петр Великий», ледокола «Ермак» и участников обороны Порт-Артура, Кронштадтского морского собрания и кондукторов Балтийского флота, Общества кронштадтских лоцманов и Общества ревнителей военных знаний…
Нет ничего удивительного в том, что открытие памятника Макарову было обставлено столь торжественно. За свою жизнь Степан Осипович, прошедший путь от нижних чинов до адмиральского звания, сделал для развития отечественного флота столько, что его деяний хватило бы с лихвой не на одну судьбу: флотоводец, ученый, автор свыше пятидесяти научных работ. К началу двадцатого века за его плечами были кругосветное плавание и модернизация корабельного артиллерийского вооружения, арктические исследования и организация лекционной работы в Кронштадтском Морском офицерском собрании, работы по минному делу, повышению живучести кораблей и океанографии.
В 1899 году Степан Осипович назначается главным командиром Кронштадтского порта, начальником гарнизона и военным губернатором, сразу зарекомендовав себя не только настоящим командиром, но и рачительным хозяином. Простота и внимательность в общении снискали ему большую популярность как среди моряков, так и горожан. Как писала газета Котлин, «о главном командире Кронштадтского порта, адмирале Макарове помнят все кронштадтцы. Передо многими и поныне встает в памяти этот неутомимый начальник, вездесущий и всеведущий, горячо относившийся к каждому благому почину, и не могущий успокоиться, пока задуманное полезное предприятие не будет доведено до конца».
Сразу же после известия о начале боевых действий с Японией в Кронштадтском Морском собрании Степан Осипович произнес чуткую, взволнованную речь. Он сказал о том, что русские моряки уже окрещены боевым огнем и если будет нужно, лягут костьми на поле брани. Свою речь адмирал закончил словами: «Пусть не дрогнет ничье сердце. Мы русские…».
1 февраля 1904 г. Макарову было объявлено о его назначении командующим флотом в Тихом океане. Буквально через день Кронштадт провожал своего любимого адмирала в дальний путь. Расставание было нелегким. Утром в его доме собрались его друзья и соратники. Адмирал предложил гостям по обычаю присесть на минуту а затем стал прощаться, обнимая и целуя всех. Многие не могли сдержать слез. На улице Макарова ожидала огромная толпа моряков и горожан. Раздавались приветствия и крики «Ура!». Адмирал был глубоко тронут, и обратился к собравшимся со словами благодарности. «Спасибо, братцы, что собрались проводить меня. Там началось жаркое дело. Нужны люди, — поеду и я.…», — произнес он взволнованно. Уже вдогонку Степан Осипович получил телеграмму о том, что что по постановлению Кронштадтской думы он избран почетным гражданином города Кронштадта.
Появление адмирала Макарова в Порт-Артуре вызвало необычайный энтузиазм среди защитников крепости и резко повысило их моральный дух. Большую часть времени Степан Осипович проводил на кораблях, готовя Тихоокеанскую эскадру к бою.
Ясным солнечным утром 31 марта 1904 г. Броненосец «Петропавловск», на борту которого находился адмирал Макаров, во главе русской эскадры возвращался в Порт-Артур. Никто не знал, что накануне ночью японскими корабли скрытно прошли в фарватер и поставили связки мощных мин. Одна из них для головного броненосца эскадры оказалась роковой: раздался ужасный взрыв, спровоцировавший детонацию боезапаса и последующий взрыв цилиндрических котлов. Трагедия, развернувшаяся на глазах всей эскадры, завершилась всего за полторы минуты. Вместе с Макаровым погибли десятки офицеров и адмиралов, а также свыше 600 нижних чинов. Среди погибших оказался и друг адмирала, знаменитый художник-баталист Василий Васильевич Верещагин. Спасти удалось лишь несколько десятков человек.
Трудно описать, какое впечатление на русское общество произвела трагедия «Петропавловска» в и гибель Степана Осиповича Макарова. Как отмечал журнал Кронштадтский пастырь, «он погиб в полном расцвет своих сил на 55 году жизни, в полном блеске своих богатых природных дарований. Повинуясь зову Царскому, без остановок, в девять дней, без преждевременных приветствий и речей, без ненужных подношений, он перенесся из Кронштадта в Порт-Артур. И только близкий ему и искренно любивший его отец Иоанн Кронштадтский трогательно благословил его на этот последний жизненный подвиг. «Иди к славе» … Очевидцы этого момента помнят, как слезами затуманился взор светлых очей великого молитвенника в минуты благословения. Кто мог думать тогда, что это было предвиденье славы вечной, а не временной».
Мысль об увековечивании памяти погибшего флотоводца начала высказываться практически сразу же после его трагической гибели. Так, в первую годовщину смерит Макарова в газете Котлин появилась заметка следующего содержания:
Все что сопровождало последние недели Макарова исчезло: нет ни его последнего детища эскадры, нет многих из его сподвижников и нет наконец той идеи, которую покойный адмирал принял за цель своей жизни.
Прошел только год со времени гибели Петропавловска и уже о Макарове многие забыли. Стыдно делается за себя, за русских и особенно за моряков., что они не помнят своего недавнего руководителя, до боли обидно становится на душе при виде индифферентного отношения недавних сослуживцев покойного адмирала к его имени!
Неужели господа моряки вы только сегодня в первую годовщину его смерти вспомните о нем, отслужите панихиду и скажете себе «долг исполнен и совесть чиста». Нет, не хочется верить, чтобы вы удовольствовались этим казенным воспоминанием о Макарове…
Сделайте что-нибудь реальное: устройте школу его имени, поставьте памятник ему! Я знаю, что покойный адмирал является героем народным, но он был моряк; среди простых матросов возникла мысль о памятнике своему отцу-командиру, а вы «не простые» моряки должны собрать деньги, вы богаче матросов; к вам немедля присоединяться жители Кронштадта, уже давно жаждущие видеть в своем городе памятник Макарову, а затем и вся Россия. Тог да не заглохнет память о Степане Осиповиче и не одно злосчастное 31 марта будет заставлять официально вспоминать о нем.
Макаров же заслужил себе памятник.
Однако прошло еще несколько лет, прежде чем по инициативе общественного комитета начался сбор средств на строительство памятника Макарову. В частности, в июле 1910 г. собрание уполномоченных от учреждений, команд и экипажей единогласно постановило жертвовать на памятник адмирала Макарова в продолжение одного года, начиная с 1 июля того же года часть своего содержания. Об этом постановлении было объявлено приказом Главного командира Кронштадтского порта, после чего комитетом были разосланы письма начальствующим лицам и учреждениям морского ведомства с просьбой предложить подведомственным им чинам жертвовать в продолжение одного года часть всего содержания, так же как это было принято чинами кронштадтского порта.
В дальнейших заседаниях комитет обсуждал вопрос о выборе места для постановки памятника и о том, в каком роде желателен сам памятник, затем решено было поставить памятник с южной стороны строившегося в ту пору Морского собора у оврага лицом к западу, конкурс на проект памятника сделать закрытым, причем условие конкурса обсудить совместно с жюри, в которое были приглашены профессора Г. Залеман, Л. Бенуа и художник Г. Косяков.
Условия конкурса заключались следующем:
Фигура адмирала должна быть сделана во весь рост, в пальто и фуражке, высота фигуры 5 аршин.
Фигура из бронзы на гранитном постаменте с барельефными изображениями главнейших событий: из боевой и мирной деятельности адмирала.
На конкурс надлежит представить проект памятника в виде фигуры на пьедестале, при чём размер фигуры не менее 12 вершков, общая модель в 1/20 величины памятника.
Смета на устройство памятника должна быть на сумму от 50 до 75 тысяч рублей, желательно менее указанной суммы и ни в каком случае не более.
За представленный на конкурс проект уплачивается комитетом 700 р. Вознаграждение за выполнение принятого проекта устанавливается по соглашению автора с комитетом.
Срок представления проекта первоначально был установлен 1 марта 1911 года, впоследствии был продлен до 1 мая.
Уже 2 мая, на следующий день после окончания срока представления проектов, последние были представлены на конкурс и с разрешения морского министра выставлены в зале адмиралтейств-совета, а 19 мая состоялся осмотр их комитетом в присутствии морского министра, супруги покойного адмирала Капитолины Николаевны Макаровой и жюри. В общей сложности на конкурс были заявлены проекты скульпторов Шервуда, Изенберга, Шлейфера, Микешина и Денисова.
После осмотра в тот же день состоялось заседание комитета, причем комитет присоединился к следующему мнению жюри, изложенному в форме акта:
19-го мая 1911 года, мы нижеподписавшиеся члены жюри академик скульптор Гуго Романович Залеман, профессор архитектуры Леонтий Николаевич Бенуа и художник-архитектор Георгий Антонович Косяков, осмотрев представленные на конкурс модели памятника адмиралу в числе пяти, признали, как по художественной концепции статуи адмирала, по идее применения памятника к данной (заранее выбранной) местности и вообще по художественному замыслу— лучшим проект памятника, исполненный скульптором Шервудом, причем члены жюри выразили пожелание при дальнейшей разработке проекта сделать следующая изменения: 1) повернуть фигуру больше к западу, 2) убрать фигуры медведей, 3) при архитектурной обработке соображаться с указаниями строителя собора.
Таким образом, воплотить в бронзе образ Макарова было доверено тогда еще молодому скульптору Леониду Владимировичу Шервуду, впоследствии профессору Академии художеств, заслуженному деятелю искусств СССР.
Отливка фигуры адмирала и других бронзовых частей памятника проводилась на бронзолитейных заводах Карла Робекки в Москве и в Санкт-Петербурге и прошла без осложнений. Куда интереснее сложилась история гранитного пьедестала. Искомый кандидат обнаружился… на дне Финского залива. Именно там оказалась 87-тонная гранитная глыба, в начале 19 века затонувшая на мелководье рейда Штандарт при подготовке ее к перевозке из Финляндии в Петербург. Операцию по подъему глыбы и последующей транспортировке в Кронштадт возглавлял участник обороны Порт-Артура, поручик по Адмиралтейству Ф. Т. Фролов. Огромный камень был доставлен в «коронный город» и выгружен на пирс у Восточной Усть-Рогатки. Дальнейший путь глыбы к месту установки памятника занял несколько недель и стал едва ли центральным событием жизни Кронштадта. Неудивительно, что местная пресса во всех подробностях повествовала своим читателям «путешествие» гранитной глыбы:
На днях со стенки устье—канала будет начата перевозка на Якорную площадь, к морскому собору каменной глыбы, предназначенной для памятника адмиралу С. О. Макарову и доставленной в Кронштадт плавучими средствами порта из Финляндии с рейда «Штандарт» поручиком по адм. Фроловым. Вес глыбы около 8000 пуд. Перевозка будет исполнена под наблюдением поруч. по адм. Торопова на катках, при помощи перекладывания ручных лебедок. Предварительное испытание подвижности глыбы на катках дало вполне удовлетворительные результаты. Конечно, передвижение 8000 пудовой глыбы по улицам, прилегающим к устью-канала и Якорной площади, привлечет немало любопытных, интересующихся вопросами: весом глыбы, ее назначением и происхождением, а потому мы и нашли полезным сообщить вышеприведенные данные.
«Котлин», №20 1912 г.
В настоящее время производится перевозка с устья канала каменной глыбы, предназначенной на памятник адмиралу С. О. Макарову. Глыба подвезена уже к Петровскому доку. Для перевозки подобного рода тяжелых предметов на катках, конечно, весьма удобны, например, нефтяные лебедки со своим двигателем.
«Котлин», №25 1912 г.
Глыба для памятника С. О. Макарову вчера уже достигла Княжеской улицы и сегодня будет продвигаться вдоль нее к Морскому собору.
«Котлин», №26 1912 г.
Глыба для памятника вице-адмиралу С. О. Макарову успешно продвинулась за Петровскую улицу, приближаясь к оврагу. В субботу вид глыбы в перевозке был снят фотографом В. Н. Уколовым в присутствии главного командира вице-адм. Р. Н. Вирена, начальника штаба к.-адм. Баженова и пом. Кап над портом кап. 1 р. П. В. Иванова, завед. гаванями пор. Ф. Т. Фролова и такелажмейстера пор. Я. 3 Торопова.
«Котлин», №29 1912 г.
Опять глыба! Да, глыба для памятника адмиралу С. О. Макарову—это в Кронштадте злоба дня. Каждый почти кронштадтец, поднимаясь утром и вспоминая предстоящие свои дела, прежде всего вспомнит о глыбе. При встречах со знакомыми «глыба» едва ли уже не заменяет у нас: «как ваше здоровье» или: «какая сегодня хорошая погода». Очевидно, что-то невидимое связывает кронштадтцев с этой дважды исторической глыбой. Это «что-то», мы думаем, вечная мысль о том, что на глыбе будет стоять рано или поздно фигура русского самородка—адмирала С. О. Макарова, сына офицера из нижних чинов флота. Того самородка, для помещения печатных трудов которого в морском собрании решено поставить особый «макаровский шкаф»; того человека, именем которого названы: в Кронштадте—бывшая Поморская улица, а во флоте – крейсер. Плотным кольцом такое наследие макаровского духа как бы стягивает морских деятелей и ведет их к желаемому для нас всех результату.
«Котлин», №33 1912 г.
Глыба для памятника С. О. Макарову успешно доставлена на площадь у Морского Собора. Было опасение за крепость почвы у перемычки у Оврага, но глыба прошла её совершенно благополучно. Хвала и честь перевозившим ее!
«Котлин», №35 1912 г.
Полтора года в печати шла полемика о том, где необходимо установить памятник адмиралу. Было опрошено немало военных моряков о предпочтительном месте для установки памятника. Своим рекомендации выдал и комитет. Однако в списке этих мест не оказалось того, где памятник в конечном счета был установлен; решающее слово оказалось за архитектором В. А. Косяковым, под чьим руководством возводился Морской собор…
С момента церемонии открытия памятника, превратившейся в грандиозное торжество, прошло более ста лет. Но как и прежде, на Якорной площади жителей и гостей коронного города, будто бы живой, встречает бронзовый адмирал. И, словно наказ, переданный сквозь эпохи наследникам воинской славы, на пьедестале горит его завет – помни войну!
Комментариев: 0