skip to Main Content
Нереализованные замыслы военного строительства 1930-х гг.: гидроаэродром на озере Белое Курголовского полуострова

Нереализованные замыслы военного строительства 1930-х гг.: гидроаэродром на озере Белое Курголовского полуострова

Тридцатые годы прошлого века прошли под знаком масштабного военного строительства объектов береговой обороны Балтийского флота. Без преувеличения можно утверждать, что все южное побережье Финского залива от Ленинграда до советско-эстонской границы превратилось в одну большую стройку: ударными темпами прокладывались автомобильные и железные дороги, возводились стационарные артиллерийские батареи и позиции железнодорожной артиллерии, строились многочисленные аэродромы и военные городки. Война и последующий демонтаж многих объектов во многом повлияли на их сохранность и состояние. Но если следы этого строительства и сегодня можно обнаружить, путешествуя вдоль побережья, то сведения о других проектах доступны лишь исследователям, работающим в архивах.

Одним из таких проектов стало планировавшееся сооружение гидроаэродрома на озере Белое в самом сердце Курголовского полуострова. Напомним, что за предвоенное десятилетие не территории полуострова развернулось масштабное строительство объектов береговой обороны Балтийского флота, в том числе, аэродромное строительство, призванное обеспечить воздушное прикрытие Лужской губы.  Результатом стало появление двух крупных постоянных аэродромов: сухопутного у деревни Липово и гидроаэродрома на Липовском озере («Вейно»). Куда менее известным является тот факт, что первоначальными планами предусматривалось появление второго, оперативного гидроаэродрома на соседнем озере Белое.

Лужская губа. Курголовский полуостров
В предвоенном десятилетии побережье Лужской губы превратилось в одну большую военную стройку

Первая, достаточно серьезная заявка на строительство гидроаэродрома прозвучала в сентябре 1935 года в докладе Командующего Краснознаменным Балтийским флотом (далее — КБФ) Галлера, адресованного Народному Комиссару Обороны СССР. Этот весьма интересный документ, хотя и не содержит упоминания о Белом озере, все же представляется чрезвычайно важным, так как в нем сделана попытка проанализировать пути развития авиации Балтийского флота, а также представлен проект состава авиации на трехлетний период и предполагаемые места базирования авиации флота. 

В развитие указанного доклада, а также сообразно с полученными от НАМОРСИ РККА указаниями об усилении значения и роли воздушных сил КБФ месяцем позже, в конце октября 1935 года командующий КБФ уточнил вероятные боевые задачи ВВС КБФ и определил необходимый для их решения состав авиации. Отдельный раздел доклада был посвящен морской разведывательной авиации, где определялись задачи и места базирования гидросамолетов. Основная задача — систематически вскрывать развертывание и передвижение всех сил противника в Финском заливе (побережье Эстонии и Финляндии, внешние острова), а также в Ладожском озере. 

Учитывая поставленные задачи, ближнеразведывательная авиация, по замыслу командующего, должна была насчитывать 107 самолетов, иметь пять авиаэскадрилий, столько же постоянных (основных) и оперативных аэродромов. В перечень оперативных аэродромов вошло озеро Белое. 

В декабре на имя Начальника СКО КБФ поступило сообщение  о распределении сумм по строительству оперативных аэродромов и перечень работ по ним. В этом документе наряду с другими объектами фигурирует и аэродром на озере Белое для морской разведывательной авиации.

Нереализованные замыслы военного строительства 1930-х гг.: гидроаэродром на озере Белое Курголовского полуострова
Схема оперативного морского аэродрома у озера Белое. Проект 1936 г. Фрагмент. Из фондов РГА ВМФ

В январе 1936 года специальная комиссия представителей КБФ осмотрела места, предполагающиеся и намеченные под оборудование основных и оперативных аэродромов, в том числе, на озере Белое. В документах архива сохранился соответствующий акт Комиссии, образованной в составе Председателя — Помощника Командующего КБФ флагмана 2-го ранга Галкина Г.П. и членов: Помощника Начальника Первого Отдела Штаба КБФ Петрова Е.П. и ст. Инженера СКО КБФ Главинского П.Л., посвященный осмотру озера Белое, на предмет создания морского оперативного аэродрома, выбора места под застройку и определения границ отчуждения. Помимо фиксации общий сведений (месторасположения озера, его площадь, длина и ширина) комиссия определила и наиболее удобное место для расположения сооружения оперативного аэродрома. Им стал малый мыс в юго-западной части озера. К преимуществам такого выбора были отнесены близость железной дороги и станции Хамолово (к тому моменту была построена железная дорога Усть-Луга — Курголово со станцией Хамолово на берегу озера – прим. Авт.); наличие наиболее удобной отметки местности по высоте для расположения маневренной площадки и спуска (0,8 метра от уровня воды); приемлемость акватории по части глубин, а также защищенность от ветров западного, южного и восточного направлений. В качестве летной акватории пригодной была признана вся поверхность озера. С целью строительства аэродрома предлагалось провести отчуждение участка в границах 400х500х250 метров; всего около 10 га территории, занятой лесом. Среди прочих моментов было указано на необходимость подведения дороги от соседней деревни Хамолово протяженностью около 1 километра.

Нереализованные замыслы военного строительства 1930-х гг.: гидроаэродром на озере Белое Курголовского полуострова
Малый мыс в юго-западной части озера Белое

Практически сразу же после вердикта комиссии оперативный морской аэродром на озере Белое вошел в перечень аэродромов Ижорского укрепрайона (ИУРа), по которым предполагалось начать производство строительных работ в 1936 году.

Нереализованные замыслы военного строительства 1930-х гг.: гидроаэродром на озере Белое Курголовского полуострова
Береговая линия малого мыса, где предполагалось строительство по проекту 1936 года

Однако такие работы в 1936 году так и не были начаты, свидетельством чему стал очередной перечень оперативных аэродромов, намеченных к строительству уже в 1937-1938 годах в КБФ, с указанием ориентировочной стоимости работ по их оборудованию и отчуждению. В разделе «Морская легкая авиация» был приведен аэродром на озере Белое с указанием общей стоимости  — 433 тыс. рублей. Причиной тому стало большое количество объектов, намеченных к строительству на фоне серьезных проблем с качеством и соблюдением установленных сроков.

Следующее упоминание об аэродроме на озере Белое встречается  уже в 1938 году. В архиве сохранился документ под названием «Тактико-техническое задание» на строительство гидроаэродрома на озере Белое.

Нереализованные замыслы военного строительства 1930-х гг.: гидроаэродром на озере Белое Курголовского полуострова
Титульный лист тактико-технического задания на строительство гидроаэродрома на озере Белое. 1938 г. Из фондов РГА ВМФ

В основу задания были положены тактико-технические требования к оперативному гидроаэродрому (гидропост), утвержденные в апреле 1936 года. Указанными требованиями четко определялось назначение такого гидроаэродрома —  служить местом временного базирования в мирное и военное время частей Морской авиации; при этом класс и количество для каждого аэродрома определялось начальником Морских сил РККА. При этом расположение объектов гидроаэродрома на местности должно было производиться таким образом, чтобы при необходимости оперативный гидроаэродром мог быть трансформирован в постоянный для того же класса частей морской авиации.

Но вернемся к ТТЗ. Прежде всего, обращает на себя внимание изменение территории гидроаэродрома относительно выбранного места двухлетней давности. Вместо мыса в юго-западной части была выбрана территория, примыкающая к северо-западному берегу озера Белое на расстоянии 1 км от железнодорожной станции Хамолово, на том же расстоянии от деревни Хамолово и в 6 км от деревни Вейно по грунтовой дороге. Кроме того, площадь отчуждаемой прибрежной полосы для расположения аэродромных построек увеличилась до 25 га. Возвышение берега над уровнем озера также оказалось несколько выше —  1,5-2 метра, его уклон составлял 40-50 градусов. По своему замыслу аэродром предназначался для оперативной работы одной эскадрильи самолетов типа МБР-2.

Для обеспечения обслуживания материальной части было предусмотрено строительство ряда объектов. К числу основных спецсооружений аэродрома  относились два бетонных спуска с деревянной подводной частью, которые предполагалось устроить на расстоянии 148 метров друг от друга. На берегу для стоянки самолетов предусматривалось создание площадок, рассчитанных на одновременное нахождение на них 15 самолетов типа МБР-2, по габаритам которых определены размеры спусков и стоянок. Длина площадки по фронту, занятая под стоянками – 392 метра.

Нереализованные замыслы военного строительства 1930-х гг.: гидроаэродром на озере Белое Курголовского полуострова
Схема стоянки гидроаэродрома. Из фондов РГА ВМФ

Для снабжения самолетов горючим аэродром должен был быть оборудован подземной бензоемкостью, рассчитанной на 100 куб. метров и состоящей из двух цистерны по 50 куб. метров каждая.  В целях охраны аэродрома предусматривалось строительство караульного помещения на 3 поста, а сам аэродром предполагалось оградить колючей проволокой в 1 кол.

Для улучшения сообщения со станцией Хамолово требовалось замостить дорогу от станции на расстоянии 2,0 км. Связь должна была обеспечиваться путем подводки телефонной линии от станции Хамолово. Общая смета строительства аэродрома оценивалась в 661 тыс. рублей.

В августе 1938 года была составлена заявка на отчуждение земель под оперативные аэродромы; наряду с другими местами в перечень попали озеро Белое, озеро Глубокое, озеро Судачье.

В ноябре того же года Президиумом Леноблисполкома был утвержден предварительный проект изъятия земельного участка из состава земель Гослесфонда площадью 25,5 га при озере Белое для «специальных надобностей КБФ». Пользование участком КБФ мог приступать по получении настоящего постановления. В документах особо оговаривалось, что древесина на изъятых участках остается в пользовании Леспромхоза, а сама рубка леса должна была согласовываться флотом с Леспромхозом.

Нереализованные замыслы военного строительства 1930-х гг.: гидроаэродром на озере Белое Курголовского полуострова
Современный вид на северо-западную часть береговую часть озера Белое, где предполагалось строительство по проекту 1938 г.

В июне 1939 года согласно акту, заключенному между представителем КБФ и Начальником спецотряда ленинградского областного земельного отдела, были переданы выполненные  землеустроительные работы по оформлению изъятия земельных участков, в которые вошли  19,55 га у озера Белое (стоимость – 500 рублей; отвод в натуре; сюда вошли стоимость рабочей силы при  прорубке просек, постановке межевых знаков и работе по обмеру).А двумя месяцами позже Президиум Кингисеппского Райисполкома утвердил отвод участка «Озеро Белое» общей площадью 19,65 га, состоящего  из лесов местного назначения для спецнадобностей КБФ, с одновременным и закрытие лесной дороги Хамолово-Вейно.

Хронологически это был последний найденный документ, в котором упоминались бы практические действия, связанные с подготовкой строительства гидроаэродрома на озере Белое. Его нет в Титульном списке проектирования генеральных планов по строительству 1939 года и последующих лет, а также в Титульном списке на строительство оперативных аэродромов в 1939 году авиации РКВМФ ВВС КБФ.

В плане по капитальному строительству КБФ за второй квартал 1939 г., относящегося к Строительству №36 (отвечавшего за возведение военных объектов на Кургальском полуострове – прим. автора), мы также не находим упоминания об этом аэродроме: в тот момент все усилия были сконцентрированы на завершении строительства более приоритетных объектов (аэродромное строительство постоянных аэродромов в Липово и Вейно, Батарея №212, железнодорожные позиции 200, 300, 500, 600, городки зенитных дивизионов и батарей в Курголово, Хамолово и Новая). В пояснительной записке к проекту Титульного списка Строительства №36 также нет никаких упоминаний о данном объекте.

Что же могло произойти с запланированным строительством? Думается, ответ на этот вопрос стоит искать в тех хронических проблемах, которые преследовали строительство объектов береговой обороны Балтийского флота. Низкое качество строительства вкупе с постоянными задержками сроков стали порождением целого комплекса причин:  нехватки рабочей силы и материалов, отсутствием опыта руководства строительства в больших масштабах, постоянно меняющихся требований к характеристикам возводимых объектов, несогласованности планов различных ведомств, несовременной технической подготовки к строительству. Как следствие, все 30-е годы аэродромное строительство существенно отставало от потребностей авиации флота. Когда же к концу 30-х годов удалось добиться определенного прогресса в возведении объектов на российском побережье Финского залива, произошло достаточно важное событие, предопределившее характер строительства объектов береговой обороны последнего предвоенного года: в состав Советского Союза вошли прибалтийские государства.  Именно на прибалтийское побережье и был перенаправлен значительный объем финансирования военного строительства. Окончательный же крест на проекте гидроаэродрома поставила начавшаяся война.

С момента описываемых событий прошло более 80 лет. Но и сегодня заповедные территории Курголовского полуострова хранят немало свидетельств обширного военного строительства, доступных взору опытного исследователя. Немало нереализованных замыслов осталось лишь на бумаге, к числу которых относится морской оперативный аэродром на озере Белое – одна из малоизвестных страниц истории военного строительства на территории Ленинградской области.

Share

Комментариев: 0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back To Top