Историческим обществом Ямбурга-Кингисеппа выпущен в свет третий номер Альманаха «Малая Родина». В отличие от своих…
Липовский сухопутный аэродром. По материалам спецвыпуска альманаха «Малая родина»
На страницах нашего сообщества мы уже не раз рассказывали о том, как много интересных тайн хранит история Курголовского полуострова, частички кингисеппского взморья, уникальной в природном и этнографическом аспектах. Однако благодаря исследованиям архивных документов читателям нашего сообщества постепенно открывается еще одна малоизученная страница истории полуострова, относящаяся к 30-м годам прошлого века, связанная с масштабным строительством объектов береговой обороны Балтийского флота, большая часть которых не сохранилась до наших дней. К числу таких объектов принадлежал и сухопутный аэродром, располагавшийся на северо-востоке полуострова в окрестностях старинной ижорской деревни Липово, о котором и пойдет речь в данном материале.
Стоит отметить, что поначалу Курголовский полуостров не рассматривался в качестве пригодного места для аэродромного строительства: предпочтение отдавалось площадкам на Ижорской возвышенности в силу удобного рельефа и относительной малочисленности флотской авиации. Однако расширение летного авиапарка в сочетании с наметившимся перевооружением авиаэскадрилий поставило на повестку дня вопрос о поиске новых мест базирования авиации Балтфлота.
В апреле 1935 г. на свет появляется ориентировочный план строительства оперативных аэродромов, в котором в качестве рассматриваемых вариантов впервые фигурирует Курголовский полуостров. В первую очередь, речь шла о создании оперативного аэродрома для морской разведывательной авиации на Липовском озере. Помимо этого, на 1936 г. намечалось проведение работ по отчуждению необходимых земельных участков для сухопутных оперативных аэродромов, среди которых рассматривался район деревни Курголово. Однако годом позже специальной комиссией в ходе осмотра мест, предполагавшихся под оборудование основных и оперативных аэродромов, в число основных площадок был включен сухопутный аэродром у деревни Липово. Его решено было построить к северо-западу от деревни, между ней и восточным берегом Липовского озера на участке, имевшем форму неправильного пятиугольника размером 1200 на 1500 метров включая полосу подхода. Примерная стоимость основных работ для подготовки участка под эксплуатацию составляла около 1,5 млн рублей.
К концу 1936 г. в связи с новыми требованиями Генштаба РККА выбранную площадку требовалось подвергнуть реконструкции в части увеличения размера летного поля. В итоге рабочую площадь аэродрома пришлось увеличить до 1800 на 2000 метров. такого рода расширение потребовало переселения части липовских домохозяйств (как вариант, рассматривалось полное переселение деревни по примеру Вейно), что дополнительно увеличивало стоимость строительных работ.
Сам ход строительства аэродрома принципиально не отличался от процесса сооружения других военных объектов Курголовского полуострова: отсутствие опыта, постоянно меняющиеся требования к характеристикам аэродрома, вызванные масштабным перевооружением авиачастей, несогласованность планов различных ведомств – все это предопределило задержки сроков создания летной и обслуживающей инфраструктуры. Виной тому стала неопытность ответственных лиц, которые несли персональную ответственность за сроки и качество сдаваемых объектов.
После реформы оборонного строительства в 1938 г. УВСР 542 был переименован в Строительство № 36, в ведение которого перешли строящиеся объекты КБФ на территории Курголовского полуострова. Тем не менее, сложности продолжались, ибо реформа не смогла устранить один из важнейших недостатков – отсутствие опыта у должностных лиц КБФ в руководстве масштабным строительством спецобъектов. Тем не менее, ценой значительных усилий к началу войны КБФ получил в свое распоряжение два крупных аэродрома на севере полуострова, тем самым совместно с наземными системами ПВО было обеспечено воздушное прикрытие базы флота в Лужской губе.
Построенный к 1939 г. аэродром имел летное поле эллипсообразной формы размером 1200 на 900 метров, при этом от центра аэродрома в южную сторону наблюдалась легкая покатость. С северной стороны аэродром окружал лес и служебные здания высотой до 12 метров. Аэродром был оборудован телефонной связью, бензо- и маслохранилищем, складом боеприпасов. Входные и выходные ворота располагались со стороны деревни Липово
Построенная в составе комплекса зданий казарма была рассчитана на 100 человек, их дополняли четыре ДНС на 32 квартиры. При аэродроме имелся клуб, краснофлотская столовая вместимостью 300 человек, две походные кухни, санитарная часть на четыре койки, баня с пропускной способностью 50 человек в час.
Аэродром не имел специальной маскировки за исключением естественной лесной маски и был пригоден для эксплуатации легких типов самолетов – круглый год; зимой и летом – для всех типов самолетов; при продолжительных дождях весной и осенью – только для учебных типов самолетов. Оперативная емкость аэродрома составляла авиационный полк.
Учитывая необходимость обеспечения регулярного и качественного водоснабжения было принято решение устроить в системе водоснабжения гарнизона Липово водонапорную башню с таким расчётом, чтобы ее высота не выходила за пределы высоты леса и тем самым не демаскировала аэродром, а также не препятствовала подходу самолетов к аэродрому.
Имевшимися планами предполагалось дооборудовать аэродром тиром, конюшней, летними сценами и спортплощадкой.
Параллельно строительству аэродрома продолжалась реорганизация авиации Балтийского флота. До середины тридцатых годов отдельные отряды и звенья включались в состав тех соединений Балтийского флота, для обслуживания которых они предназначались. С ростом авиапарка ВВС КБФ стали формироваться авиаполки, состоявшие из нескольких эскадрилий, каждая из которых имела по четыре звена трехсамолетного состава. Несколько позднее на смену им пришли более крупные соединения — авиабригады. Одной из них стала 61-я истребительная авиационная бригада ВВС КБФ, сформированная в 1938 г. В ее состав вошли сформированные ранее 5-й и 13-й истребительные авиаполки, а также три отдельные авиационные эскадрильи: 12-я, 13-я и 104-я. К этому моменту 13-й истребительный авиаполк на Балтике фактически стал основной базой по подготовке летных руководящих кадров для вновь формируемых истребительных частей ВВС флота.
К началу войны с Финляндией на Липовском аэродроме базировались 4-я АЭ и 12-я ОАЭ. В ходе войны аэродром Липово наряду с другими военными объектами Курголовского полуострова согласно журналам боевых действий авиации непосредственно использовался в качестве места базирования самолетов, вылетавших для атаки целей в районе островов Финского залива (Сескар, Гогланд, Лавенсаари).
В короткий период между двумя войнами Липовский аэродром помимо постоянного базирования частей 61-й АБ использовался также в качестве лагерного для повышения интенсивности летной работы и выполнения планов боевой подготовки. При этом с учетом масштабного аэродромного строительства, главным образом, на новых площадках в Прибалтике, планами развития ВВС КБФ предусматривался постепенный перевод Липовского аэродрома из статуса постоянного в оперативный к 1943 г.
Накануне Великой Отечественной войны морская авиация базировалась по большей части на аэродромах, расположенных к западу от Ленинграда, вдоль южного побережья Финского залива, а также в северной части Ижорской возвышенности. ВВС флота были укомплектованы морально устаревшими самолетами И-16, И-153 и находились в стадии перехода на новую материальную часть. Не являлась исключением и 61-я истребительная авиационная бригада, штаб которой располагался в Новом Петергофе. Из аэродромов базирования только Низинский позволял полностью использовать новую материальную часть. Аэродромы Липово, Купля и Куммолово расширялись, на них проводились работы по дренажированию летных полей. При этом необходимость расширения летного поля поставила на повестку дня вопрос о полном переселении деревни Липово. Этим планам, однако, помешала начавшаяся война.
Помимо освоения новой техники морскими авиаторами отрабатывались также дополнительные задачи: ведение воздушной разведки морских и сухопутных сил с производством аэрофотосъемки; прикрытие ВМБ и кораблей, как в местах стоянок, так и на переходе; сопровождение бомбардировщиков, штурмовиков, разведчиков и транспортных самолетов; штурмовые действия по наземным и морским целям. На практике это воплощалось в жизнь путем проведения военных игр и совместных учений с флотом, а также теоретической подготовкой. Однако и здесь не все было идеально. Нередки были случаи аварий самолетов, несогласованных действий представителей авиачастей, выражавшихся в нарушении правил полетов ВВС КБФ. В частности, в апрельской сводке сорок первого года приводится случай несанкционированного взлета трех И-153, следовавших по маршруту Липово – Котлы – Липово в нарушение имевшихся правил.
По состоянию на июнь 1941 г. на аэродроме в Липово базировались свыше 50 самолетов (И-16, И-153 И-15 У-2 УТ-1 УТ-2) 12-й ОАЭ. Боевым ядром являлись полтора десятка И-153 под командованием ст. лейтенанта Поляха. В стадии формирования находилась батарея ПВО, призванная прикрывать аэродром от нападения вражеских самолетов.
В первые дни войны аэродромы ВВС КБФ, располагавшиеся на территории Ленинградской области, вследствие своей отдалённости от границы, ударом авиации противника не подвергались. Однако с продвижением немецких войск на восток ситуация начала меняться. Первыми массированным налетам подверглись крупные сухопутные аэродромы, располагавшиеся на Ижорской возвышенности (Керстово, Копорье, Котлы). Затем пришел черед аэродрома в Липово. В частности, 11 августа 1941 г. четыре Ме-110 с бреющего полета обстреляли летное поле, в результате чего сгорел один И-153. А уже на следующий день удар по аэродрому нанесли 22 вражеских самолета (Ме-109, Ме-110, Ю-88), которым удалось уничтожить два И-16 и один И-153. К этому моменту Липовский аэродром являлся самым западным из остававшихся аэродромов Балтфлота.
Неблагоприятное развитие событий на Лужском рубеже вынудило части и соединения ВВС КБФ, базировавшиеся на западе области, постепенно перебазироваться ближе к Ленинграду. В двадцатых числах августа эта участь постигла и самолеты 12-й ОАЭ. При отступлении были взорваны и многочисленные аэродромные постройки.
С оккупацией Курголовского полуострова в конце августа 1941 г. территория аэродрома переходит под контроль немцев и периодически продолжает использоваться по прямому назначению. Это являлось составной частью неприятельской практики использования озер и побережья Финского залива в прифронтовой полосе в качестве посадочных площадок для морской и сухопутной авиации. В частности, данные разведсводок свидетельствовали о том, что в отдельные периоды на территории Липовского аэродрома находилось до двух десятков вражеских самолетов различных типов, однако ключевой роли в действиях немецкой авиации он не играл.
Прошло два с половиной года, прежде чем самолеты Балтфлота вернулись на некогда родной аэродром. 1944 год был годом резкого расширения операционной зоны КБФ и получением новых пунктов базирования Флота. В январе-феврале от противника было полностью очищено южное побережье Финского залива вплоть до Наровы, вследствие чего существенно расширилась операционная зона Балтийского флота вдоль южного побережья. Она включала в себя Копорский залив, Лужскую губу и восточную часть Нарвского залива. Учитывая этот факт, в феврале 1944 г. была сформирована Лужская ВМБ, с расчетом на дальнейшее стремительное продвижение частей Красной Армии по побережью Эстонии. Однако по факту фронт стабилизировался по Нарове и от Лужской ВМБ уже потребовалось полноценное обеспечение боевой деятельности большого количества корабельного состава по поддержке фланга Армии и проведению морских операций в Нарвском заливе. Существенную помощь при решении данной задаче оказывала авиация флота, вернувшая в свое распоряжение аэродромы Котлы, Копорье и Липово, что дало возможность несколько рассредоточить базирование.
Уже 3 марта 1944 г. на Липовском аэродроме был открыт командный пункт 1-й гв. ИАД (бывшая 61-я ИАБ). Времени на раскачку не было. Практически сразу же были организованы регулярные вылеты на поддержку наступавших частей Красной Армии. В небе над Нарвским заливом постоянно велись активные воздушные баталии. Неудивительно, что в журналах боевых действий Липовский аэродром упоминается достаточно часто.
Четыре Ла-5 из 10-го гиап (Кучерявый — Богданов, Дерунов — Литвяков) вылетели на сопровождение фоторазведчика Пе-2 в район о. Б. Тютерс. В 10:25-10:30 на высоте 3500 м южнее о. Б. Тютерс дважды подверглись комбинированной атаке пары ФВ-190, проведенной сверху-сзади, снизу-сзади и со стороны солнца. В это время шестерка ФВ-190 ходила в стороне слева на дист. 800 м и в бой не вступала. Кучерявый парой завязал бой с верхней группой, а Дерунов и Литвяков стали отбивать атаки снизу по Пе-2. Дерунов с переворотом пошел в атаку на ведущего ФВ-190 и с дист. 35–45 м сбил его. После этого был сам атакован, но ушел из-под атаки правым боевым разворотом. Его ведомый Богданов, развернувшись на противника, принял лобовую атаку четверки ФВ-190 и был сбит.
Пе-2 на скорости развернулся на восток в сторону Лавенсаари и вошел в облачность, после чего наши истребители его из виду потеряли. В дальнейшем Дерунов был скован шестеркой ФВ-190 и с боем отходил к своему аэродрому. В 18–20 км зап. Курголово был атакован вновь одним ФВ-190 сзади. У самолета были отбиты элероны и перебито управление. В это время спереди сверху Литвяков с дист. 40–50 м атаковал идущего за Деруновым ФВ-190 и сбил его. Когда он вел огонь, второй ФВ-190 зашел в хвост Литвякову и обстрелял его. Дерунов открыл огонь по этому ФВ-190. Пытаясь уйти от этой атаки переворотом, ФВ-190 врезался в воду. Самолет Кучерявого, получив повреждения, сел на воду и летчик погиб.
Дерунов с ходу садился на а. Липово с выпущенным шасси. Промазал, врезался в Ла-5 на линейке — оба самолета разбиты, ремонту не подлежат. Летчик ранен в голову и лицо, отправлен в госпиталь.
Лейтенант Литвяков на подбитом самолете, раненный в бок, левую руку и с перебитой снарядом левой ногой садился без шасси. Промазал, врезался в домик в д. Липово. В домике убита жена коменданта аэродрома. Летчик без сознания отправлен в госпиталь и умер. Кучерявый и Богданов с задания не вернулись. Пе-2 также с боевого задания не возвратился. Предполагается, что шестерка ФВ-190 над кромкой облачности следила по курсу за Пе-2 и при выходе из облачности его сбила.
В выводах из этого боя отмечалось, что к таким тяжелым потерям привело численное превосходство противника и недостаточная слетанность и взаимная выручка.
30 марта 1944 г. («Гвардейцы Балтики крылатой». И. Цапов, В. Конев, Ю. Мясников. 2006 г.
Постепенно с преодолением Нарвского рубежа Лужская губа и прилегающее к ней побережье превратилось в тыловой район; соответственно, и круг задач авиационной группировки, и интенсивность вылетов уменьшились. Авиачасти постепенно перебазировались на запад, в Прибалтику, следуя за наступавшими войсками. К ноябрю 1944 г. на Липовском аэродроме отмечено лишь нахождение корректировочных частей и подразделений в лице 13-й отдельной артиллерийской авиационной эскадрильи (ОАРТАЭ). Чуть ранее, в конце сентября 1944 г. командный пункт 1-й гв. ИАД с Липовского аэродрома переместился в Таллин.
С момента описываемых событий минуло немало лет. После войны развитие новых видов вооружений сделало невостребованным восстановление объектов береговой обороны в прежних масштабах. Но и сегодня, прогуливаясь в окрестностях деревни Липово, можно найти немало напоминаний о существовавшем когда-то сухопутном аэродроме, на котором базировалась морская истребительная авиация, некогда защищавшая кингисеппское взморье от атак вражеских самолётов.
Комментариев: 0