Федюнинский плацдарм на Нарве. Памятная стела и культовый пограничный столб "666"

ИВАНГОРОД и ЕГО ОКРЕСТНОСТИ. Часть вторая

Парусинка. Усадьба Краморская. Церковь Троицы Живоначальной. Ивангородское кладбище.

Истории Парусинки — самобытного ивангородского района — посвящен отдельный материал на нашем сайте. Здесь мы приведем лишь общее описание маршрута.

От крепости двигаемся обратно наверх по Псковской и Наровской улицам, после чего на перекрестке с улицей Гагарина сворачиваем направо.

Мимо нас проносятся эклектичные послевоенные постройки, после чего следует железнодорожный переезд, по которому поезда движутся в Эстонию и обратно. Дальше следует небольшой пустынный участок, самым приметным сооружением которого является завод по производству жгутов электропроводки корейской YURA Corporation. Справа на фоне мелкой растительности установлен памятный знак воинам-интернационалистам.

Еще немного пути, и перед нами перекресток, на котором, свернув направо, мы попадаем на узкий автомобильный мост. Это и есть «парадный въезд» в Парусинку, по сути, представляющую собой остров, ограниченный Нарвским водохранилищем, а также старым и новым руслом Наровы. Мост перекинут через новое русло, представляющее собой водоподводящий канал к Нарвской ГЭС. Ее силуэт мы уже могли видеть с крепостной стены. С автомобильного моста видна ее южная часть, а перед ней — железнодорожный мост.

Вид с автомобильного моста на Нарвскую ГЭС. Перед ней через канал переброшен железнодорожный мост.

 

Узкий автомобильный мост — «торжественный въезд» в Парусинку

Переехав мост, сразу понимаешь, что архитектура Парусинки существенно отличается от застройки остальной части города. Сразу за мостом нас «поджидает» перекресток. Прежде чем двинуться вперед по улице Пасторова, бросим взгляд направо на здание больницы, а также на пару зданий по Суконной улице, в одном из которых ныне размещается здание ОВД.

 

«Хрущевское» здание школы

Здание ОВД

Слева возвышается доминанта района, прозванная по числу этажей «девяткой».

«Девятка»

Здание больницы

Далее двигаемся по улице Пасторова, попеременно поворачивая голову направо-налево: всюду царит «пролетарская» атмосфера; причем, чем дальше едешь по улице, тем сильнее это ощущение.

Улица Пасторова

 

 

Многоквартирный жилой дом. Улица Пасторова

 

Капитан Юрий Викторович Пасторов, в честь которого названа улица, погиб в ходе боев за освобождение города

Бывший льняной склад

Наконец улица Пасторова приводит нас в сердце Парусинки — ее пересечение с улицей Текстильщиков образует небольшую площадь, где организовано автобусное кольцо. Прямо перед нами за ограждением возвышаются корпуса Льноджутовой фабрики барона Штиглица, некогда давшая толчок для развития всего района. Чуть в стороне под сенью деревьев установлена статуя «Девушка-Прядильщица»; как шутят местные жители, единственная девушка, которая не боится здесь стоять по ночам.

.

Сердце Парусинки — пересечение улиц Пасторова и Текстильщиков

Статуя «Девушка-прядильщица»

 

За забором — корпуса Льноджутовой мануфактуры Штиглица,

Наконец, справа в начале улицы Текстильщиков располагается один из символов Парусинки — полуразрушенное, но все еще великолепное здание газгольдера суконной мануфактуры, позже адаптированное под столовую.

«Газгольдер-столовая», одно из самых известных зданий Парусинки

Неприятный запах и кучи мусора на первом этаже не останавливают посетителей от подъема на второй этаж для осмотра все еще сохраняющихся интерьеров. Наградой за настойчивость является зал с коринфскими колоннами.

Даже в нынешнем виде колоннада внутри здания производит сильное впечатление

Спускаясь вниз по улице Текстильщиков, не упускаем случая полюбоваться архитектурой многоквартирных домов.

Причудливая смесь фабричной застройки и «сталинских» мотивов

 

Вверх по улице Текстильщиков

Свернув налево в подворотню, можно попасть на старое русло Наровы. Напротив – уже эстонский остров Кренгольм, на котором возвышается здание Кренгольмских мануфактур. Чуть правее видны остатки разрушенного подвесного моста, по которому люди, живущие на Парусинке, когда-то ходили на работу в Нарву.

Низкая арка ведет к старому руслу Наровы

 

Внутренний двор, впереди — заветная арка

 

Старое русло Наровы. Справа — остатки старого моста, напротив — эстонский остров Кренгольм

 

Государственная граница проходит по старому руслу Наровы, о чем говорит стоящий впереди пограничный столб

 

За руслом — корпуса Льноджутовой мануфактуры Штиглица

Здесь же нас поджидает настоящее природное чудо — Нарвские водопады, ставшие визитной карточкой этих мест.

 

Нарвские водопады в действии

Когда-то  Нарвские водопады были самыми мощными в Европе – с известняковых уступов обрушивалось 2000 кубометров воды в секунду. На участке в полкилометра старое русло реки ступенчато снижается с высоты более десяти метров. Сейчас русло реки покрыто растительностью, в том числе  кустарниками и деревьями.

Раньше, когда река протекала по старому руслу, водопадами можно было любоваться круглый год. В 1955 году на реке построили Нарвское водохранилище, а в Ивангороде прорыли новое русло для гидроэлектростанции. С тех пор их не так просто увидеть в действии; обычно, это происходит, когда во  время весеннего половодья гидроэлектростанция сбрасывает воду мимо лопастей; вот тогда и можно полюбоваться красотой Нарвских  водопадов.

 

Завораживающая красота нарвских водопадов не оставляла равнодушной поэтов, посвящавших им свои стихи. Вот отрывок из стихотворения  П.А.Вяземского:

 

Несись с неукротимым гневом,
Мятежной влаги властелин!
Над тишиной окрестной ревом
Господствуй, бурный исполин!

Жемчужного, кипящей лавой,
За валом низвергая вал,
Сердитый, дикий, величавый,
Перебегай ступени скал!

Дождь брызжет от упорной сшибки
Волны, сразившейся с волной,
И влажный дым, как облак зыбкий,
Вдали их представляет бой.

Из всех достопримечательностей Ивангорода Нарвские водопады — самое трудноуловимые, но зато, если вам доведется увидеть это зрелище, можно считать, что поездка точно удалась.

 

Продолжая двигаться вдоль старого русла Наровы, мы подъезжаем к перекрестку с Пионерской улицей. Налево располагается пешеходный пропускной пункт «Парусинка» — по последним данным здесь можно перейти границу без багажа. Учитывая официальный характер сооружения, здесь не рекомендуется фотографировать.

 

От старого русла Наровы поднимаемся вверх по Пионерской улице

 

Нас вновь окружают здания с самобытной архитектурой

Поднимаемся вверх по Пионерской улице, не забывая посмотреть по сторонам, пересекаем уже знакомую нам улицу Пасторова и выезжаем на Льнопрядильную улицу. Здесь по восточной стороне располагаются бывшие жилые постройки фабрики, а ныне — многоквартирные жилые дома, также пропитанные «мануфактурным» духом.

Наконец, поколесив по Парусинке, мы направляемся на территорию усадьбы Краморская — бывшее имение барона Штиглица. Туда нас ведет улица Котовского с грунтовым покрытием.

 

Улица Котовского постепенно превращается в парковую аллею

 

В этом месте парка некогда стоял усадебный дом барона Штиглица

 

В парке сохранились могучие дубы

Парк усадьбы Штиглица сейчас выглядит несколько запущенным, хотя следы определенного ухода все же видны.

Фрагмент усадебного парка

Любителям уединения вместо улицы Котовского можно порекомендовать движение по парковым тропинкам вдоль ограждения комплекса Льноджутовой фабрики; попутно можно разглядеть и некоторые корпуса самой фабрики.

Сквозь заросли и забор с колючей проволокой можно разглядеть корпуса Льноджутовой мануфактуры

Независимо от траектории движения дорога приведет к началу водоподводящего канала, вытекающему из Нарвского водохранилища. Он перегорожен льдозащитной стенкой, по которой проложен пешеходный переход.

Льдозащитная стенка в устье канала — пешеходный переход и излюбленное место для рыбалки у местных жителей

Рядом с заброшенной погранвышкой установлен поклонный крест. Обойдя вдоль берега небольшой растительный массив нашему взору открывается великолепная церковь Троицы Живоначальной, ставшая усыпальницей Барона Штиглица и его близких.

Въезд на церковную территорию

 

Великолепное творение архитектора Кракау

Чуть левее, прямо на берегу Наровы располагаются церковные постройки.

Церковная лавка

Сразу вслед за ними располагается водосливная плотина ГЭС, по которой проходит государственная граница между Россией и Эстонией. Это одно из тех мест, где другая страна расположена на расстоянии «вытянутой руки».

Водосливная плотина ГЭС. Не является пунктом перехода границы!

 

Эстонский берег совсем рядом

Полюбовавшись храмом, возвращаемся вдоль берега назад, не забыв остановиться у пограничного столба, а затем зайти на уже упоминавшуюся льдозащитную стенку и окинуть взором панораму Нарвского водохранилища, чье искусственное происхождение заставляет лишний раз задуматься о возможностях человека.

Пограничное «велоселфи»

Панорама Нарвского водохранилища

 

Воды Наровы могут быть весьма грозными

Запечатлев в памяти панораму Нарвского водохранилища, двигаемся в обратный путь в сторону центра Ивангорода. Дабы не повторять маршрут, на этот раз мы переезжаем мост, перекинутый в створе водоподводящего канала и являющийся частью водосливной плотины.

Перебираемся по мосту на другой берег канала

За мостом остается дорога к садоводческим массивам, урочищу Долгая Нива и бывшей рыболовной базе от Кировского завода. Мы сворачиваем налево и едем вдоль берега канала, имея возможность посмотреть на восточную часть Парусинки. Таким путем очень быстро можно выехать прямо к мосту через канал, с которого и начиналось наше знакомство с самобытным районом Ивангорода.

Напротив через канал — Парусинка

И вновь мы у знакомого моста

После моста следует поворот налево на уже знакомую нам улицу Гагарина, по которой мы едем до пересечения с Ивановской улицей и сворачиваем направо. Через несколько десятков метров дорога приводит нас прямо к старому Ивангородскому кладбищу – одному из самых печальных мест города, которое, однако, стоит посетить. Помимо основного комплекса захоронений на Ивановском взгорье, где покоятся многие именитые нарвитяне и ивангородцы, у его подошвы с северо-восточной стороны прямо у Кингисеппского шоссе расположено отдельное Мемориальное воинское кладбище.

Подъезд к главным воротам выглядит не слишком презентабельно

 

Парадные ворота и фрагмент ограды

 

В таком виде находится кладбищенская церковь Петра и Павла

 

Воинское мемориальное кладбище

 

Памятник погибшим в Великой Отечественной войне. Здесь же похоронен и капитан Пасторов

Чуть ближе к Ивангороду прямо перед футбольным полем (!) установлена памятная стела в честь ветеранов Великой Отечественной войны.

Недалеко от Горки установлен памятный камень русским воинам, погибшим при штурме Ивангорода

Проделав небольшой путь, мы вновь возвращаемся на ивангородскую Горку, где можем подвести промежуточные итоги первой части нашего путешествия по Ивангороду.

Северные окрестности Ивангорода

Ознакомившись с достопримечательностями южной части Ивангорода, мы пересекаем шоссе и устремляемся на север по Госпитальной улице. Эта часть поездки куда менее насыщена яркими достопримечательностями, но зато в большей степени дает нам возможность полюбоваться великолепной природой Нижнего Принаровья, а также посетить ряд памятных в военно-историческом плане мест.

Госпитальная улица является аналогом улицы Гагарина, выводящей путешественников из Ивангорода на север вдоль восточного берега Наровы. Свое название она получила от Нарвского военного госпиталя, располагавшегося чуть ближе нынешнего рыбокоптильного завода с середины 19-го века. Практически сразу же на пересечении с Петроградской улицей встречаем табличку с надписью «Променад» и сворачиваем по ней налево вниз, устремляясь к берегу реки.

 

В конце небольшого пути нас ждет красиво оформленная двухуровневая набережная, украшенная фонарями и скамейками. Это первая часть благоустройства набережной, выполненная в рамках проекта «Развитие исторической прибрежной зоны в Нарве и Ивангороде, II этап» (сокращенно — «Речные променады»). И действительно, красивые панорамные виды, которыми можно любоваться стоя не берегу Наровы, во многом сводятся «на нет» качественным оформлением побережья (вспомним наше путешествие вокруг крепости). Теперь можно, стоя на красиво оформленной набережной, охватить взором обе крепости и Мост дружбы, а также рассмотреть эстонский берег. Будем надеяться, что со временем протяженность ивангородского променада будет расти.

 

С набережной видно противостояние двух крепостей

Вид с Променада на нижнее течение Наровы

 

С ивангородского Променада хорошо видны бастионы Нарвской крепости: «Пакс» и»Виктория»

Возвращаемся на Госпитальную улицу и продолжаем свой путь. По обе стороны дороги виднеются постройки рыбоперерабатывающего комплекса, где ныне царит запустение (хотя какое-то производство, судя по всему остается).

Оставив справа заброшенные пруды рыбзавода, мы попадаем на ничем не примечательное полуоткрытое пространство. Между тем именно здесь когда то находилась древнерусская деревня Тявзино знаменитая тем, что именно здесь, «верстах в 3-х к северу от Нарвы, на самой реке Нарове» 18 мая 1595 года был подписан Тявзинский «вечный» мир».

По нему Россия признала права Шведского королевства на княжество Эстляндское со всеми городами и замками, в том числе Нарвой и Ревелем, уступив также часть карельской территории. Взамен Швеция согласилась вернуть России крепость Кексгольм (Корелу) с уездом и признала отошедшими к Москве Иван-город, Ям, Копорье, Орешек (Нотебург) и Ладогу. Несмотря на видимый компромисс, договор расценивался как невыгодный для России, поскольку не решал задачи полноценного выхода к Балтийскому морю; она будет решена лишь спустя более чем столетие в ходе Северной войны…

На просторах бывшего Тявзино…

Практически сразу же после Тявзино по обеим сторонам дороги раскинулся садоводческий кооператив «Сады Юбилейные». Нас, однако, интересует тот факт, что располагаются они на месте бывшей деревни Поповки, издавна считавшейся одним из лучших мест лова рыбы. О традиционных местах лова неводом заботились и за ними ухаживали – очищали от камней и сора и содержали в порядке из поколения в поколение. Но еще больше Поповка была известна располагавшимся на самом берегу Наровы кирпичным заводом Пантелеева, производство на котором существовало с 1870 г.г. до 1910-х.

Кирпичный завод Пантелеева

 

Деревня Поповка на карте 1860 года

 

Деревня Поповка на правом берегу Наровы. Аэрофотосъемка. 1941 год.

Была в деревне и своя деревянная часовенка, стоявшая на небольшом холме… Ничего этого до нашего времени не дошло. Ныне территория Поповки входит в состав Ивангорода и принадлежит дачникам.

 

Практически сразу после Поповки дорога, бывшая до этого весьма приличного качества, резко портится. Если ехать по ней после дождя, то поверхность превращается в настоящую кашу из грязи, сквозь которую тяжело разглядеть ее поверхность. Этому обстоятельству дорога обязана близости Байковского карьера, ответвление на который вскоре появляется по правой стороне. Мы же продолжаем ехать по грунтовке вдоль Наровы и практически сразу же видим информационные щиты. Съехав по одной из неприметных грунтовок налево в сторону реки, мы вскоре попадаем на открытый участок берега, где стоит небольшая часовенка, напротив нее возвышается памятный крест, а чуть ниже стоит пограничный столб. Мы находимся на территории бывшего острова Кампергольм, дважды оказавшегося в центре событий во время битвы за Нарву.

 

За Поповкой дорога начинает портиться

 

Грязному участку дороги мы обязаны близостью Байковского карьера

 

Подъезжаем к Кампергольму

 

Кампергольм. Часовня Святого Федора Стратилата

 

Памятный крест русским воинам, погибшим в Северную войну

 

Здесь же — пограничный столб

Далее дорога становится более уединенной; река отступает чуть в сторону, с обеих сторон высятся деревья. Небольшие открытые участки вдоль реки украшены многочисленными пограничными столбами. Внезапно вода подступает практически к самой дороге. Это водная протока Наровы, отделяющая от основного берега остров Петровский. Тем, кто не спешит, можно рекомендовать сделать здесь остановку и пройтись вдоль самого берега по тропинке, которая ведет к погранвышке (по-видимому, заброшенной). Прямо на дороге, ни от кого не прячась, обильно произрастают грибы.

 

На пути нам часто встречаются «молчаливые стражи» границы

 

Местами у самого берега встречается колючая проволока

 

Напротив — эстонская погранвышка

 

Петровский остров в дельте Наровы. Территория России

Царство грибов у самого берега Наровы

Возвращаемся на основную грунтовку и едем далее на север. Через несколько километров мы попадаем на территорию бывшей деревни Смолка (ижор. — Тервола, Тырвала). Сейчас здесь практически ничто не напоминает о существовавшей некогда деревне. Между тем Смолка тянулась вдоль Наровы около километра и была весьма известной среди дачников не только Нарвы: сюда приезжали состоятельные люди из Ямбурга и даже Петербурга.. Сохранилось описание этого места: “… Стройные сосны растут по самому обрыву. Впечатление такое, что они вот-вот обрушатся вниз. Пристань Смолка. Несколько домов на берегу. Дачная местность укрылась в лесу, её не разглядеть, к ней ведёт лесная дорога. Дачники любят Смолку за полный покой. В осеннюю пору сюда часто наезжают нарвитяне за лесными дарами. Грибники корзинами увозят боровики, подосиновики и грибы для засолки. На палубе становиться свежо. Даёт о себе знать близость моря. Река пенится барашками, гонимыми северо-западным ветром против течения. Воздух напоён приятной прохладой, запахами моря и смолистым дыханием соснового леса…».

Такие пароходы бегали по водам Наровы в нижнем течении. Одной из промежуточных остановок была пристань Смолка

Вообще же люди стали заселять Нижнее Принаровье достаточно давно: первые поселения в районе деревни появились еще до нашей эры. Позднее здесь были найдены костяной нож, наконечники стрел из камня, предметы из кости и рога позднего мезолита, в их числе изготовленная из оленьего рога и украшенная фигурка змеи, и даже лодка из дерева…

Точное время основания Смолки не установлено, но известно, что уже в 17 веке она называлась Вяйке-Вяйкюла (Малая Вяйкюла). Топоним Смолка появился позднее благодаря тому, что во времена Петра Первого здесь гнали смолу и жгли древесный уголь для кузниц. Жителям сложно было прокормиться земледелием: среди леса находились маленькие клочки полей и пастбище.

Смолка на карте 19 века. Помечена часовня и дом лесника

В 1912 году в деревне был отмерен 31 участок. Сосновый лес, высокий песчаный берег и река с песчаным дном, постепенно становившаяся всё глубже, благоприятствовали развитию здесь зоны отдыха. Место славилось тишиной и покоем, так как тут продавались только безалкогольные напитки. В деревне находилась колония для глухонемых. Арендная плата задачи была ниже, чем в Нарва-Йыэсуу. Между Нарва-Йыэсуу и Нарвой было налажено частое пароходное сообщение с промежуточной остановкой в Смолке. К врачу и на рынок местные жители в основном на лодках ездили в Нарва-Йыэсуу. Лютеранская церковь в Тырвала сгорела во время первой мировой войны. В 1922 году в деревне было 28 хозяйств и 149 жителей. Позднее, в 30-е годы в Смолке было организовано акционерное общество «Диодомит», по названию минерала, похожего на глину, из которого делали смесь для звукоизоляторов и продавали ее за границу. Месторождение диатомита, занимало площадь около 50 кв.км.

В ходе штурма Нарвского рубежа в 1944г. деревня оказалась на линии огня, через нее проходила передовая линия обороны. Жителей выселили, дома были разрушены при артобстрелах, немцы с левого берега Наровы обстреливали ее правый берег. Район Смолки дважды становился местом переправы советских войск на противоположный берег. В феврале 1944 года 71-я и 48-я отдельные стрелковые морские бригады в ходе своего наступления вдоль берега Финского залива  пробились к устью реки Нарвы у поселка Магербург. При этом основные силы 71-й бригады заняли оборону на восточном берегу реки Нарвы от Магербурга до Смолка, а 48-я бригада расположилась южнее Смолки. Попытки прорвать немецкую оборону с первого раза не увенчались успехом. Иным исходом закончилось июльское противостояние.  Советские войска на всем протяжении нижней Наровы вплоть до Усть-Нарвы форсировали реку. Одна из таких понтонных переправ была оборудована как раз в районе Смолки.

Через 20 лет после окончания войны на месте бывшей деревни построили дом лесника, но прожил он там недолго, умер. После его смерти дом разрушился. С тех пор Смолка исчезла с географических карт. Сейчас справа от дороги можно наблюдать лишь развалины кирпичного строения, которое, судя по всему, и представляет собой все, что осталось от колонии глухонемых…

 

Миновав урочище, мы очень скоро замечаем с левой стороны дороги скромный указатель, вызывающий в нашей памяти события, связанные с битвой за Нарвский рубеж в 1944 году. Поднявшись сквозь деревья на небольшой холм, мы выходим на открытый берег реки, возвышающийся на небольшом холме. На этом месте установлена памятная стела, возвещающая о том, что здесь располагался передовой командный пункт Второй ударной армии генерала Федюнинского. Напомним, что первая попытка овладеть городом Нарвой была предпринята в феврале 1944 года и шло в обход города, с тыла, через взятие Усть-Нарвы. Тогда немецким войскам удалось отбить наступление советских войск. Ценой неудачи стали десятки тысяч погибших солдат и офицеров, захороненных в Ивангороде, Кейкино, нашедших свое упокоение в водах Нарвского залива. В память этих событий и установлена стела. Рядом с ней установлен «культовый» пограничный столб с номером «666», весьма популярный среди любителей селфи.

 

Подъезжаем к Федюнинскому плацдарму

Указатель ведет в сторону реки

Памятная стела на холме у берега Наровы , где находился передовой командный пункт генерала Федюнинского

На Федюнинском плацдарме

Здесь же установлен культовый пограничный столб номер «666»

С холма вниз ведет деревянная лестница и место для отдыха

Тем, у кого есть время, можно порекомендовать двигаться дальше на север вдоль Наровы в сторону деревни Венкуль и прокатиться вдоль реки Россонь; здесь располагаются замечательные в природном и этнокультурном плане места, некогда ставшие сердцем Эстонской Ингерманландии. Мы же возвращаемся назад в Ивангород. Сделать это можно по-разному; самым быстрым способом — вдоль Наровы. При желании увидеть еще несколько интересных мест можно вернуться чуть назад, на территорию Смолки и найти левый поворот; ориентиром может служить газопроводная станция.

Пересекая ее, мы движемся по грунтовой дороге, которая практически сразу делает небольшой вираж направо и выводит нас на позиции бывшей воинской части. Окружающий ландшафт выглядит весьма необычно: помимо развалин строений вокруг высятся небольшие холмы искусственного происхождения.

Заброшенные позиции воинской части

Вокруг — развалины и искусственные холмы

Оставляем позади себя бывшие военные позиции и движемся по грунтовой дороге сторону Ивангорода. Внезапно лесистая местность уступает место полуоткрытому пространству, образовавшемуся за счет рубки леса. Примерно здесь дорога забаррикадирована для движения машин. Но велосипеду все нипочем: преодолевая искусственную преграду, мы выходим на возвышенность и любуемся необычным пейзажем: внизу раскинулся Байковский карьер, часть которого заполнена водой, а на другой части ведется добыча песка.

Преграда для автомобилей… но не для велосипедов

Выезд к Байковскому карьеру

В правой части карьера продолжается добыча песка

При наличии времени можно попытаться объехать карьер с северной части, попутно побывав в загадочном урочище Одресаре, о котором известно только то, что время войны здесь велись ожесточенные бои. Самый же короткий путь пролегает вдоль южного берега карьерного озера, которое выглядит весьма необычно: прозрачное песчаное дно и чистая бирюзовая вода создают ощущения бассейна под открытым небом.

За «дырявым» песчаным склоном в лесу находится урочище Одресаре

Левая часть карьера представляет собой «бассейн» с бирюзовой водой

Дно выглядит достаточно чистым и выложено из песка

Купание «железного коня»

Причудливая игра света на водной глади…

Завершив осмотр карьера, мы поднимаемся вверх по грунтовой дороге, которая выводит нас на основную грунтовку вдоль Наровы именно в том месте, где дорожное покрытие превращается в грязную «кашу» (и теперь понятно почему: грузовики успешно разбили ее во время многочисленных рейсов за песком). Претерпев некоторые неудобства, мы въезжаем в Ивангород по той же дороге, по которой и покидали город.

Прежде чем добраться до Горки, где оставлена машина, мы сворачиваем с Госпитальной улицы налево на улицу генерала Федюнинского и движемся наверх, оставляя справа многоквартирные панельные дома. Мы продолжаем ехать до тех пор, пока слева не замечаем большой камень, пользующийся успехом у местной детворы. Он носит название «Чертов камень» и представляет собой валун ледникового происхождения, разломленный на две части.

 

Расколотый пополам валун — любимое место местной детворы

По правой стороне дороги напротив камня в траве можно отыскать немецкий ДОТ, входивший в систему оборонительных укреплений. Еще чуть правее у подножия лесистого холма видится небольшая траншея, представляющая собой часть противотанкового рва, а рядом с ней — остатки еще одного немецкого ДОТа.

 

Остатки немецкого ДОТа

Еще один немецкий ДОТ у бывшего противотанкового рва

Здесь же можно встретить множество небольших валунов, у одного из которых лежат цветы. Все говорит нам об ожесточенных сражениях, развернувшихся здесь в 1944 году в ходе штурма Нарвского рубежа…

 

Забравшись по дороге еще чуть выше, мы попадаем в Ореховую горку — бывшую территорию усадьбы Ново-Ивановская (Лилиенбах).

По дороге на Ореховую Горку

Эта усадьба была создана на земле, пожалованной в 1797 г. Павлом Первым Антону Егоровичу Штакельбергу, принадлежавшему к известному эстляндскому баронскому роду, посланнику в Испании, Стокгольме, Польше. С тех пор до 1914 года мыза Лилиенбах была неразрывно связана с родом Штакельбергов. Среди наиболее известных представителей данной ветви можно назвать Карла Карловича Штакельберга, ставшего впоследствии командующим Гатчинского Кирасирского полка, а затем — генерал-лейтенантом и командующим 2-й гвардейской кавалерийской дивизии, кавалером орденов св. Станислава 1-й степени и св. Анны 1-й степени. В 1886 году Штакельберг вышел в запас и уехал в своё имение на мызе Лилиенбах, где и умер год спустя 70 лет от роду. Похоронили его на фамильном участке уже знакомого нам Ивангородского погоста.

Командир Гатчинских кирасир, барон Карл Карлович Штакельберг

Заметный след после себя оставил и Второй сын, Константин Карлович Штакельберг. Начав свою карьеру как и отец офицером лейб-гвардии Конного полка, где и служил до 1882 года, он в большей степени прославился как издатель книг «Полтора века Конной гвардии. 1730 – 1880» (книга для нижних чинов полка) и двухтомника «История лейб-гвардии Конного полка. Полтора века Конной гвардии. 1730 – 1880». Кроме того, он прекрасно играл на рояле и виолончели, был председателем Петербургского общества любителей музыки. Всѐ это пригодилось Штакельбергу, когда его назначили заведующим Придворным музыкантским хором, в 1897 году преобразованном в Придворный оркестр (симфонический). Константин активно принялся за расширение репертуара Оркестра, привлекал в него известных дирижёров и музыкантов. При содействии Штакельберга были организованы открытые концерты Придворного оркестра под названием «Оркестровые собрания музыкальных новостей».

Барон Константин Карлович фон Штакельберг

В 1910 г. муж одной из дочерей Штакельбергов– Густав Лерхенфельд откупил у наследников другой дочери, ее часть имения, став его совладельцем. В 1914 г. он был изобличен как германский шпион, имение конфисковано и отдано Ивангороду для расширения православного кладбища. Сейчас усадебная территория выглядит как парковая зона при кладбище. Среди прочих моментов отметим памятный камень пленным красноармейцам, сгоревшим здесь в 1919 году в одной из построек в результате неосторожного обращения с огнем.

Только теперь, побывав в Ореховой горке, мы движемся обратно вниз по улице генерала Федюнинского, сворачиваем налево на Госпитальную улицу и прибываем на ивангородскую Горку — место, откуда мы и начали наше путешествие по одному из самых самобытных и насыщенных интересными объектами мест Ленинградской области — Ивангороду и его окрестностям.

 

Начало маршрута

Один комментарий
  1. Я прожила в Ивангороде с рождения до 17 лет, мои родители до сих пор там живут, но Вы открыли для меня очень много нового и интересного. Большое Спасибо!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *